Парусно-моторная шхуна «Мод» – mir-izdeliy.at.ua

Парусно-моторная шхуна «Мод»

Мод

Норвегия, 1917 год

«Мод» (норв. Maud) — экспедиционное судно Руаля Амундсена и Оскара Вистинга, на котором были совершены плавание Северо-Восточным проходом (1918—1920) и дрейф в Восточно-Сибирском море (1922—1925). Названо в честь королевы Норвегии — Мод Уэльской (1869—1938).


В 1908 г. Амундсен принял решение совершить пятилетний дрейф в паковых льдах от Берингова пролива до Шпицбергена с целью достижения Северного полюса, для чего ему был передана шхуна «Фрам». Прежде подобный дрейф был совершён Нансеном в 1893—1896 гг., Амундсен планировал начать экспедицию в 1910 г., но из-за сообщений о достижении Северного полюса вынужден был отправиться в Антарктику. «Фрам», выдержав две экспедиции в Арктике и одну в Антарктике, а также кругосветное плавание, был сильно изношен. Вдобавок, он являлся государственной собственностью, и по этой причине правительство могло вмешиваться в исследовательские планы Амундсена. Решившись стать первым человеком, покорившим оба полюса планеты, Амундсен принял решение строить собственное судно.

Подготовка экспедиции

Судно строилось на личные средства Амундсена по чертежам «Фрама», но был учтён опыт предыдущих экспедиций: уменьшен размер команды до 9 человек (каждый имел индивидуальную каюту), предусмотрены отдельные помещения для мастерской и лаборатории, наличие гидросамолёта и радиостанции, установленной в 1922 г. Спуск на воду прошёл на рассвете 7 июня 1917 года, причём вместо шампанского при церемонии освящения была использована сосулька. Снаряжение экспедиции было весьма затруднено, так как даже провиант пришлось заказывать в США. Неоценимую помощь при этом оказали американский миллионер Линкольн Эллсворт[1] и Фритьоф Нансен — тогдашний посол Норвегии в США. Большую часть оборудования и даже мебель для жилых помещений пришлось демонтировать с «Фрама». Из-за развязанной Германией неограниченной подводной войны, пришлось идти Северо-Восточным проходом. Предполагалось, что дрейфом судно вынесет за полюс, что позволит совершить походы к северной Гренландии, для чего на мысе Колумбия были организованы дополнительные склады.


Северный морской путь

«Мод» покинула Осло 24 июня 1918 г. На судне было 9 человек команды, из них четверо участвовали в предыдущих экспедициях Амундсена. Командиром судна был назначен Хельмер Хансен (ветеран покорения Южного полюса), в состав команды входил также геофизик Харальд Свердруп. В Югорском Шаре в команду был принят полурусский-полунорвежец Геннадий Олонкин в качестве второго моториста и радиста. В 1920 г. после конфликта Хансена с Амундсеном, командиром «Мод» до конца экспедиции был Оскар Вистинг.
9 сентября 1918 г. «Мод» была зажата льдами у мыса Челюскина, а 30 сентября Амундсен упал с борта на лёд, сломав левую руку в двух местах, выше и ниже плечевого сустава. Перелом сопровождался мышечными судорогами. Ещё через пять недель Амундсен едва не был растерзан медведицей и получил серьёзные травмы спины. Уже в США выяснилось, что переломы срослись неправильно, сломанная рука стала на 5 см короче другой. 10 декабря Амундсен получил тяжёлое отравление угарным газом из-за неисправности керосиновой лампы и с тех пор стал испытывать серьёзные проблемы с сердцем.
Зимовка была тяжела: парусный мастер Рённе страдал алкоголизмом (он был по совместительству коком и имел доступ к судовым запасам спиртного), у некоторых членов команды появились признаки психического расстройства. Участились и конфликты членов команды с больным Амундсеном.
В сентябре 1919 г. судно покинули два матроса: опытный полярник Петер Тессем и молодой Пауль Кнудсен. Амундсен в разное время по-разному объяснял причины их отправки на Диксон, находящийся в 800 км юго-западнее. В начале он говорил о необходимости доставки почты с результатами исследований в Норвегию. Это не очень убедительно, так как там эту почту никто не ждал. Позже он объяснял решение болезнью Петера Тессема, который испытывал сильные головные боли. На родину они так и не вернулись, останки были найдены только в 1921—1922 годах экспедициями Н. А. Бегичева и Н. Н. Урванцева. По-видимому, Кнудсен провалился в полынью, а Тессем по неустановленной причине умер в нескольких километрах от полярной станции на о. Диксон. Фотографию скелета Тессема сделал Рыбин Г. Н. в июле 1922 года.[2]
Освободившись из льдов 12 сентября 1919 г., уже через 11 дней «Мод» была вынуждена стать на зимовку у острова Айон на полпути между Новосибирскими островами и Беринговым проливом. На борту едва не произошёл бунт. С 1 декабря 1919 по 14 июня 1920 г. Оскар Вистинг и его помощник попытались добраться на собаках до Нома на Аляске, но из-за перипетий Гражданской войны в России смогли добраться только до Анадыря и благополучно возвратились. Там же они узнали об окончании Первой мировой войны.
Только через два года «Мод» добралась до Аляски, где выяснилось, что экспедиция обанкротилась, пришлось просить правительственную субсидию. Амундсен, тем не менее, попытался с экипажем в 4 человека пробиться через Берингов пролив (доукомплектовать команду планировалось местными чукчами и русскими охотниками), но пришлось в третий раз зимовать у мыса Сердце-Камень. Здесь Амундсен удочерил двух чукотских девочек 4 и 10 лет, позднее отправив их на обучение в Норвегию.
В 1921 г. Амундсен передал командование экспедицией Вистингу и удалился от дел, начав разработку плана покорения полюса по воздуху. Судно отправилось в Сиэтл для ремонта и укомплектования. Ассистентом Свердрупа стал Финн Мальмгрен (1895—1928).
«Мод» в 1922—1925 гг. дрейфовала над шельфами Восточно-Сибирского моря и освободилась недалеко от места вмерзания в лёд «Фрама».
Экспедиция собрала бесценные сведения по метеорологии и геофизике, обширные этнографические, зоологические и орнитологические коллекции, а также данные по полярным течениям.
Трансполярный дрейф не удался. По современным данным, план Амундсена мог стать удачным, если бы дрейф начался от северного побережья Аляски, но не Чукотки.

Дальнейшая судьба «Мод»

В августе 1925 г. «Мод» была продана за долги Компании Гудзонова залива. Использовалась в Канаде в качестве судна снабжения, в 1926 г. была зажата льдами у деревни Кеймбридж-Бей, где и затонула на мелководье в 1930 г. И поныне её останки находятся в 15 минутах езды от поселения. Правительства Канады и Норвегии в 1990 г. обсуждали вопросы снятия судна с отмели и его реставрации, но стоимость проекта помешала его реализации.

Основные характеристики
Водоизмещение 292 т
Длина 36,5 м (120 футов)
Ширина 12,3 м (40 футов)
Осадка 4,85 м
Двигатели полудизель системы Болиндера
Мощность 240 л. с.,
паруса
Скорость хода 5,5 узла
Экипаж 4—11 человек


Комментарии

Добавить комментарий

Увеличить поле Уменьшить поле
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | | Выбор цвета Вставка спойлера Вставка цитаты Вставка исходного кода Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу
Хайд с одним обязательным параметром Хайд с общим обязательным параметром | Скрытый текст
Вставка смайликов



Бесплатный конструктор сайтов - uCoz