Парусно-моторная баркентина «Вега» – mir-izdeliy.at.ua

Парусно-моторная баркентина «Вега»

«Вега»

ШХУНЫ И БАРКЕНТИНЫ

Когда гремят пушки — музы молчат. Впрочем, несладко приходится в это время не только покровителям искусств, но и Меркурию, покровителю торговли. Вторая мировая вейка резко сузила спектр международных торговых операций, сведя их к сугубо военным поставкам. Однако после ее завершения торговые контакты между различными странами значительно оживились.

Это сразу же отразилось на растущем торговом флоте нашей страны — ему стало явно не хватать квалифицированных кадров, а также учебных судов для их подготовки.

Для "мореходок" в первую очередь требовались парусники. Однако до войны в составе советского учебного парусного флота таких парусников было совсем немного — лишь несколько шхун да баркентина "Вега". Кстати, баркентина эта, построенная еще в 1902 году в Лифляндии и поначалу называвшаяся "Таара", успела поплавать и в качестве транспорта, и как учебно-производственное судно, дав путевку в жизнь более чем двум тысячам будущих морских специалистов. Однако в 1941 году это судно погибло.

После войны было решено заказать целую флотилию баркентин и шхун судостроительным верфям города Турку, в Финляндии. И к 1951 году учебный флот нашей страны пополнился 12 деревянными баркентинами и 72 шхунами. Баркентина, переданная Таллинскому мореходному училищу, в память погибшего учебного парусника была названа "Вегой". Это судно и стало впоследствии прототипом всех строящихся ныне баркентин.

Вот лишь несколько основных характеристик таких парусников: водоизмещение 595 т, максимальная длина — 53 м, ширима — 8,9 м, осадка — до 3,5 м. Баркентины, подобные "Веге", несли 14 парусов общей площадью 822 м2. Вспомогательный двигатель в 300 л. с. давал возможность развивать скорость до 7,5 узла.

Баркентины и шхуны строились с расчетом двадцатилетней эксплуатации. Однако многие из них находились в плаваниях по 25 лет и более. Так, послевоенная "Вега" эксплуатировалась 27 лет. Главной причиной долголетия "Веги" оказались ее клееные, особо надежные и прочные набор и рангоут. Это едва ли не самый первый и тем не менее весьма удачный опыт постройки крупного деревянного судна с клееным набором.

Значительное число таких судов несло службу на Балтике. Кроме "Веги", здесь плавали "Сириус" и "Кропоткин" (Ленинград), "Меридианос" (Клайпеда), "Менделеев", "Тропик" и "Капелла" (Рига). На севере обеспечивали практику "Иван Месяцев" и "Ратманов" (Архангельск, Мурманск), на Дальнем Востоке — "Горизонт" (Владивосток), в Азовском море — "Альфа" (Ростов-на-Дону).

Несмотря на то, что эти парусники были сравнительно низкобортными и на них при постройке устанавливались вспомогательные двигатели весьма малой для судов такого водоизмещения мощности (в основном 220 л. с.), позволявшие тем не менее совершать переходы через океан и годные для эксплуатации в крайне тяжелых условиях Крайнего Севера и бассейна Тихого океана. Более подробно об условиях плавания на таких парусниках можно узнать из книги "Под парусами через два океана", написанной в 1952 году капитаном шхуны "Коралл" Б. Д. Шанько. Книга посвящена сложнейшему переходу в 1947 году первых построенных в Финляндии шхун "Кальмар" и "Коралл" из Лиепаи во Владивосток.

Тысячи курсантов мореходных училищ прошли практику на баркентинах, которыми командовали известные советские капитаны Л. А. Чечулин, Л. К. Шарбаронов, И. Н. Мезенцев, А. Э. Рауд, С. А. Клунников, Б. И. Дворкин.

Прекрасными учебными парусниками были и трехмачтовые шхуны "Кодор" (Ленинград), "Запад" (Архангельск) и "Восток" (Одесса) с более простым бермудским вооружением, принимавшие на борт по 44 курсанта. Эти суда были несколько короче баркентин (50,8 м) и несли меньше парусов (721 м2). Наиболее известной из них была ленинградская шхуна "Кодор", построенная на верфи города Турку в 1951 году. Этот парусник-долгожитель находился в эксплуатации около 30 лет — фантастический "возраст" для деревянного судна, построенного с расчетом двадцатилетнего срока плавания! С курсантами на борту "Кодор" побывал в ведах Атлантического океана и 11 морей. Командовал шхуной в это время известный парусник и яхтсмен капитан А. А. Аристов. На ее борту прошли практику около трех тысяч курсантов морских учебных заведений, ставших впоследствии морскими специалистами высокой квалификации.

Судьба отслуживших срок баркентин и шхун сложилась неодинаково. "Кропоткин" ныне установлен в Севастополе как памятник парусному флоту, "Менделеев" стал неплавающей базой подготовки рядового плавсостава. Ну а "Сириус" превратили в популярный у ленинградцев ресторан "Кронверк". Аналогично переоборудованы шхуны "Кодор" и "Меридианос".

Шхуна "Запад" долгое время использовалась на Севере: на ее борту проходили практику курсанты старейшего мореходного училища страны — Архангельского. В связи с выводом из эксплуатации по техническому состоянию шхуна стала филиалом Морского музея Северного пароходства. Она установлена в Архангельске у Красной пристани, и на ней развернута экспозиция истории освоения Севера нашей Родины. Ну а на "Веге" открылся филиал Морского музея города Таллина.


Комментарии

Добавить комментарий

Увеличить поле Уменьшить поле
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | | Выбор цвета Вставка спойлера Вставка цитаты Вставка исходного кода Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу
Хайд с одним обязательным параметром Хайд с общим обязательным параметром | Скрытый текст
Вставка смайликов



Бесплатный конструктор сайтов - uCoz