Корабль «Соверин оф де Сиз» – mir-izdeliy.at.ua

Корабль «Соверин оф де Сиз»

«Соверин оф де Сиз»

В середине XVII в. в Англии обращается большое внимание на развитие военного флота и усовершенствование кораблей. Сэр Уолтер Ралей в своих сочинениях по морскому делу доказывает, что единственным защитником страны от внешнего нашествия является сильный и хорошо оснащенный флот. В области кораблестроения он и другие современники отмечают улучшение очертаний корабля и парусности его, подъем повыше от воды нижних пушечных портов, введение шпилей для подъема якорей и усовершенствованных помп для откачки воды из трюма, покрытие подводной части корабля медными листами для предохранения от обрастания. Созывались комиссии для установления необходимых улучшений в постройке кораблей. Они выносили следующие заключения:

1) по мнению лучших строителей, длина корабля по килю (длина по ватерлинии была на несколько метров больше вследствие подъема носовой части) должна равняться трем ширинам, а ширина трем осадкам, считая последнюю не более 5 м;

2) тяжелые надстройки хотя и способствуют красоте корабля, но, как перегружающие его и ухудшающие маневренность, должны быть сокращены (наверное, тут не последнюю роль сыграл «оверкиль» злосчастной шведской «Васы» — Авт.);

3) на крупных кораблях следует иметь 3 палубы, из которых нижняя должна быть на 0,6 м выше ватерлинии, чтобы нижняя батарея пушек могла действовать при волнении на море;

4) палубы должны быть непрерывными и не прерываться каютными переборками, чтобы не уменьшить этим крепости корабля.

Результатом всех этих соображений явилась постройка по приказу короля Карла I корабля «Соверин оф де Сиз» (другое его название - «Повелитель морей»).

Корабль был спроектирован и построен главным кораблестроителем английского флота Финеасом Петтом и сошел со стапеля в 1637г. с верфей в городе Вулриче (на Темзе). Многие рассматривают этот корабль как вершину кораблестроительного искусства своего времени. Стоимость его была огромна, он был примерно в десять раз дороже среднего 40-пушечного фрегата инжектора. Впервые в истории судостроения корабль имел три батарейные палубы, расположенные одна над другой. Художественное оформление было разработано Томасом Хейвудом и выполнено Джоном и Маттиасом Крисмасом за общую сумму 6691 фунтов.

Выше ватерлинии он был окрашен лишь в два цвета - черный и золотой. Весь орнамент и богатейшие украшения, носовая фигура и резьба были выложены настоящим золотом! Это привело корабль к прозвищу «Золотой дьявол». Вражеские моряки (а этот корабль активно участвовал в боевых действиях против голландского флота) прозвали этого гиганта «Золотой смертью».

Первоначально было запланировано поставить на корабль 90 пушек ценой 20592 фунта, но, когда король посетил корабль 7 декабря 1638 г., это количество было увеличено до 102. Сметная себестоимость нового вооружения была 24447 фунтов 8 шиллингов 8 пенсов, к которым было добавлено 1700 фунтов.

Это был первый трехдечный линейный корабль водоизмещением около 1700 т (насколько приблизительны в то время были расчеты, показывает тот факт, что после спуска этого корабля на воду строители определили его водоизмещение в 1637 т, в списках 1651 г. для того же корабля показано водоизмещение 1141 т, в следующих списках дано водоизмещение 1556 т). Главные размеры его таковы: длина по батарейной палубе 53 м (по килю 42,7 м), наибольшая ширина 15,3 м, глубина трюма 6,1 м. Он имел три батарейные палубы: в нижней - 30 пушек (пушки и полупушки), в средней - столько же (кулеврины и полукулеврины), в верхней — 26 пушек меньшего калибра; кроме того, под полубаком 14 пушек, под полуютом 12 и много амбразур в надстройках для ручного огнестрельного оружия. Общее

число пушек на этом корабле было 126. Корабль имел 11 якорей с соответствующими якорными канатами; самый большой якорь весил 4400 фунтов. Это был настоящий гигант среди других парусников того времени — по размерам он почти не отличался от трехдечного корабля начала XIX в.

«Повелитель морей» был выкрашен черной краской с золотыми скульптурными украшениями.

Это судно неоднократно реконструировалось и меняло свой внешний облик: были уменьшены кормовые надстройки, укорочены бак и кормовая полу палуба, значительно изменен такелаж, убрана четвертая, так называемая бонавентур-мачта. Общая площадь парусности подвергалась дальнейшему дроблению до четвертого яруса — бом-брам-реи.

Корабль этот участвовал в англо-голландских войнах, и в 1696 г. сгорел во время ремонта от случайного пожара. Многолетняя служба этого корабля свидетельствует о его прочности; он был построен из дуба, в других же странах корабли строили большей частью из сосны. Палубы шли ровно, без перерывов и уступов, как это имело место ранее, что придавало кораблю солидную крепость.

$IMAGE2$

История английской модели корабля из коллекции Петра I

Г.М. Рогачев
Центральный военно-морской музей

   В коллекции моделей кораблей, собранной в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге и насчитывающей почти две тысячи единиц, одной из самых знаменитых является модель английского стопушечного корабля первого ранга «Ройал Соверейн», принадлежавшая Петру I.

Более двухсот лет эта модель, согласно учетным документам, не имела привязки к конкретному кораблю и считалась подарком английского короля Вильгельма III Оранского русскому царю Петру I во время пребывания последнего с 11 января по 23 апреля 1698 г. в Англии. Причиной более детального изучения истории модели явились мероприятия, связанные с трехсотлетним юбилеем посещения Петром I Англии.

   Мы позволим себе не согласиться с непреложным мнением о времени и причине появления модели в России. Начнем с истории корабля, чей облик сохранила эта прекрасная модель. По последним исследованиям Брайона Лэвери - хранителя коллекции моделей кораблей Национального морского музея в Гринвиче, стопушечный корабль «Ройал Соверейн», чей образ отображает модель, был не вновь построенным кораблем, а перестроенным (rebuilding). При этом использовались некоторые элементы корпуса, в том числе киль, первого трехдечного английского корабля «Соверейн ов зе Сиз», спущенного на воду в 1637 г. и в дальнейшем перестроенного дважды - в 1660 и 1685 гг. - без изменения размеров корпуса. В этот же период он получил новые названия, сначала «Соверейн», а затем «Ройал Соверейн». В 1697 г. по вине личного состава корабль сгорел в Чатаме (профессор А.П. Шершов представляет другие данные: корабль сгорел от случайного пожара в 1696 г. в Вульвиче во время ремонта).

   Работы по перестройке сгоревшего корабля в 1697 г. поручили знаменитому английскому корабельному мастеру Фишеру Хардингу, специально переведенному в Вульвич из Депфорда. Корабль был спущен на воду в июле 1701 г., он более чем на 10% превосходил размерами своего предшественника и получился настолько удачным, что явился эталоном для кораблей первого ранга, построенных впоследствии по регламенту 1719 г. «Ройал Соверейн» закончил службу в 1768 г.

   То, что модель отображает корабль «Ройал Соверейн» 1701 г., доказано в работах английских историков судомоделизма Р. Андерсона и Г. Робинсона после посещения Морского музея в Санкт-Петербурге - публикации состоялись в мартовском номере журнала «Маринерс Мирроу» за 1914 г. Они произвели сравнительную оценку размерений корабля, определенных путем обмера модели, с размерениями пяти стопушечных кораблей того времени: «Ройал Уильям» (1692), «Куин» (1693), «Виктори» (1695), «Британия» (1700) и «Ройал Соверейн» (1701). Исследования показали полную идентичность модели, выполненной в масштабе 1:48 настоящей величины, с последним из перечисленных кораблей. Это полностью подтвердили старший научный сотрудник музея А.Л. Ларионов и судомоделист А.С. Гребенщиков, проводившие обмеры модели в наши дни и сопоставившие результаты с размерениями корабля.

   Модель изготовлена в стиле «Navy Board», который у нас называют адмиралтейским (admiralty). Данный стиль характерен только для английских моделей, созданных в период «золотого века» судомоделирования (1650-1780-е). Это были так называемые «полнонаборные» модели, иногда с рангоутом и такелажем, но чаще без них. Основными отличительными особенностями этих моделей являлись отсутствие обшивки ниже бархоута и наличие тщательно выполненного художественно-декоративного убранства корпуса.

   Безусловно, на изготовление моделей, подобных «Ройал Соверейн», уходило значительное время. Известны единичные примеры создания модели до закладки нового корабля. В случае с «Ройал Соверейн», когда корабль сгорел от случайного пожара, такая «предусмотрительность», как строительство заранее модели «перестраиваемого» корабля, и вовсе маловероятна. Соответственно, вызывает большое сомнение факт дарения модели корабля «Ройал Соверейн» Петру I весной 1698 г. в период его пребывания в Англии с Великим посольством.

   Впервые версия о дарении модели Петру I английским королем Вильгельмом III появилась в описи кабинета Петра Великого в Кунсткамере, составленной его надзирателем Осипом Беляевым в 1795 г. В этой книге модель представлена как «образец английского корабля о 120 пушках, подаренного Петру Великому Вильгельмом, королем Английским». В дальнейшем эта версия перекочевала в позднейшие описи и каталоги Модель-камеры и Морского музея; присутствовала она и в действующих учетных документах Центрального военно-морского музея.

   Работая над атрибуцией модели, мы провели исследование геральдических элементов в декоре модели. Некоторые из них - такие, как королевский герб Вильгельма III на носовой гальюнной фигуре, вензель на ограждении квартердека и вензель на попоне конной фигуры на гакаборте - подтвердили, что модель отображает корабль, построенный в период нахождения Вильгельма III на престоле с 1688 по 1702 г.

   Основу герба составляет родовой герб Стюартов, находившихся на английском престоле в 1603-1714 гг. Щит герба разбит на четыре части. Первая и четвертая относятся к Англии, вторая - к Шотландии, третья - к Ирландии. Составными частями герба Англии являлись три льва и лилии. Львы «пассан» (идущие на четырех лапах) появились на первом гербе Англии, который был изображен на государственной печати Ричарда I Львиное Сердце около 1195 г. Во второй части английского герба изображены лилии. Лилия является традиционной эмблемой королей Франции. Английский король Эдвард III, выражая претензии на французский престол, изменил государственную печать так, чтобы на ней, кроме английских львов, присутствовала четверть французского герба. В таком виде печать существовала с 1340 по 1801 г., когда Георг III окончательно отказался добавлять в свой титул слова «король французский». Герб Шотландии - красный лев «рапман» (стоящий на задних лапах) - на золотом фоне появился на флаге короля скоттов Уильяма Льва (1165-1214). Герб Ирландии - арфа.

   На рассматриваемой нами модели обнаружены два взаимоисключающих королевских герба. На носовой фигуре изображен герб Вильгельма III Оранского (1688-1702). Это полностью соответствует времени «перестройки» корабля «Ройал Соверейн» (1697-1701). Являясь супругом Марии Стюарт - дочери Якова II, Вильгельм III сохранил обычный герб Стюартов, лишь добавив в середину малый щит с гербом французского рода Нассау (лев - «рапман»).

   Большую загадку представляет второй королевский герб, обнаруженный на корме корабля, - это герб Анны Стюарт. Особенностью правления королевы являлось то, что она, вступив на престол в 1702 г., до 1707 г. имела типовой герб Стюартов, а в 1707-1714 гг. - другой герб, отражающий факт объединения Англии и Шотландии (в первой и четвертой четвертях изображено слияние гербов Англии и Шотландии, львы «пассан» со львом «рапман»). В дополнение к этому, на элементах декоративного убранства бортового входа имеется вензель Анны в виде разнесенных букв A и R.

   Кроме геральдических элементов, особое место занимают и сюжетные картины, присутствующие в декоре. Так, например, полифигурное носовое гальюнное украшение в аллегорической форме повествует о факте передачи королевской власти Вильгельмом III Оранским Анне Стюарт. Здесь присутствуют атрибуты королевской власти: корона, скипетр и держава, а также фигуры льва и единорога - «держателей» английского королевского герба. Заключительным элементом, отражающим переход власти от Вильгельма III Оранского к Анне Стюарт, может служить женская фигура со скипетром и державой на ограждении кормового балкона квартердека под конной фигурой Вильгельма III на гакаборте. Обращает на себя внимание уважение к предыдущей королевской династии, на смену которой приходит Анна Стюарт, - королевский герб и вензель, да и сама фигура Анны, значительно меньше по размерам, чем конная фигура Вильгельма III и его геральдические элементы. Закономерен вопрос: если модель подарена Петру I королем Англии Вильгельмом III в 1698 г., как указано в учетных документах , то откуда на модели герб, относящийся к правлению королевы Анны Стюарт 1707-1714 г.?

   Из анализа дипломатических отношений между Россией и Англией в царствование Петра I можно сделать вывод, что подарку модели «эталонного» корабля английского флота русскому царю должны были предшествовать необычные обстоятельства. Такой неординарный случай в дипломатических отношениях между Англией и Россией имел место в 1708 г., когда в Лондоне было нанесено оскорбление русскому послу Андрею Артамоновичу Матвееву. Дело продолжалось более двух лет и закончилось примирением в феврале 1710 г., когда чрезвычайный посланник в России с 1704 г. Ч. Уитворт, возведенный в ранг чрезвычайного посла, был принят Петром I на торжественной ауденции, где принес царю официальные извинения от имени королевы Анны. Мы склонны предположить, что этот случай и мог послужить поводом для подарка модели английского стопушечного корабля первого ранга «Ройал Соверейн» Петру I. Сама же модель прибыла в Архангельск из Англии в январе 1712 г.

Скачать чертеж Корабль «Соврин оф де Сиз»


Комментарии

Добавить комментарий

Увеличить поле Уменьшить поле
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | | Выбор цвета Вставка спойлера Вставка цитаты Вставка исходного кода Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу
Хайд с одним обязательным параметром Хайд с общим обязательным параметром | Скрытый текст
Вставка смайликов



Бесплатный конструктор сайтов - uCoz