Корабль « Крунан » – mir-izdeliy.at.ua

Корабль « Крунан »

« Крунан »

Швеция, 1668 г

Шведский военный корабль «Крунан» («Корона») затонул во время сражения у юго-восточных берегов Швеции 1 июня 1676 г. Строительство корабля началось в 1665 г., в 1668 г. он был спущен на воду, а четыре года спустя — передан морскому флоту. Это первое построенное в Швеции трехпалубное судно водоизмещением 2140 т и длиной 55 м имело на вооружении 126 пушек. В момент катастрофы на его борту находилось около 850 человек. В середине 17 в. Швеция была великой державой, стремившейся к неограниченному господству на Балтике и созданию, таким образом, закрытого внутреннего моря. В 1675 г. шведским провинциям на Европейском континенте стало угрожать Бранденбургско-Прусское государство. В тот же год началась война между Данией и Швецией, а весной 1676 г. шведский флот направился в южную часть Балтийского моря, с тем, чтобы потопить датский флот, грабивший шведские острова.

Первое сражение произошло между островами Барнхольм и Рюген в ночь на 25 мая. Несмотря на численное превосходство шведов, датчанам удалось уйти, а через несколько дней к ним на подмогу подошли корабли из Голландии, которая выступила в союзе с датчанами, желая помешать Швеции добиться владычества на Балтике. Недовольный растерянностью своих адмиралов, король приказал флоту искать встречи с противником ближе к шведским берегам, чтобы в случае неудачи корабли смогли отойти под защиту береговых укреплений.

Утром 1 июня 1676 г. шведский флот, насчитывавший свыше шестидесяти кораблей, шел при штормовом юго-западном ветре на север вдоль берегов Эланда. В районе деревни Гультерстад флагман второго соединения «Свэрдет» («Королевский меч») произвел выстрел, то ли подавая сигнал кораблям приблизиться друг к другу, то ли требуя развернуться в сторону настигавшего их сзади врага. Не ответив на выстрел «Свэрдета», «Крунан», не убирая парусов, развернулся по ветру. Внезапно корабль накренился и начал опрокидываться. Команда делала отчаянные попытки вытащить орудия через артиллерийские порты, но все было напрасно. Корабль перевернулся, и его потряс взрыв, снесший весь правый борт. В течение нескольких минут «Крунан» затонул. Погибло 800 человек, спастись удалось лишь сорока членам команды. Гибель «Крунана» вызвала полное замешательство шведского флота. Сражение продолжали только несколько кораблей, в том числе «Свэрдет», который героически вел бой, до тех пор пока брандеру противника не удалось его поджечь. Исход сражения оказался для Швеции катастрофическим: она потеряла два своих самых больших корабля и 1500 человеческих жизней.

 

Раскопки военного корабля 17 в., затонувшего в Балтийском море

В 50-е годы нашего века Андерс Францен начал поиски двенадцати шведских военных кораблей, затонувших в Балтийском море в 16—17вв. Он понимал, что Балтика благодаря своим климатическим и природным условиям является настоящей сокровищницей для подводного археолога.

Во-первых, Балтийское море лежит в пределах континентального шельфа, и только в отдельных районах глубина его превышает 100 м. Как прибрежные воды, так и большие участки морского дна доступны для аквалангистов, погружающихся не глубже 50 м. Во-вторых, разрушающие дерево организмы, такие, как корабельный червь, встречаются здесь реже, чем в более теплых и соленых водах, например в Средиземном море. В сущности, вред, причиняемый корабельным червем в водах Балтики, практически ничтожен.

В 1956 г. в Стокгольмской гавани Францен обнаружил корабль «Васа», — Авт.);

затонувший в 1628 г. в начале своего первого плавания. В результате беспрецедентной операции по спасению судна оно было поднято с морского дна и в 1961 г. стало музейным экспонатом.

 

В 1980 г. после систематического обследования дна с помощью гидропокатора бокового обзора, протонного магнитометра и телевизионного искателя Францен и его группа обнаружили «Крунан» на глубине 26 м всего в шести морских милях от восточного побережья Эланда. То, что увидели первые аквалангисты, было совсем не похоже на «Васу»: перед ними лежал лишь разрушенный остов. Однако позднее в илистых отложениях были обнаружены тысячи предметов, принадлежавших команде. Это был семнадцатый век в миниатюре. навеки застывший в полдень 1 июня 1676 г.

В 1981 г. начались подводные раскопки «Крунана» которыми руководил Кальмарский музей. Центральная часть места гибели корабля разделена на двадцать квадратов со стороной 10 м. образующих систему координат. Каждый угол помечен белым крестом и буквенно-цифровым кодом. Такие отметки необходимы для определения места обнаружения того или иного предмета. а также для фотографирования и поисковой работы.

Еще одно используемое здесь новшество — переносная пластиковая решетка. Перед началом работ ее накладывают на помеченную систему координат, что также облегчает описание места обнаружения предметов. В сочетании с триангуляцией этот метод дает эффективные результаты на нынешней стадии раскопок.

Сами раскопки производятся с помощью подводного пылесоса, который поднимает отложения на поверхность. не вызывая замутнения воды донными осадками. Аквалангисты подбирают обнаруженные таким образом части затонувшего корабля и предметы. а поднятые сжатым воздухом ил, песок и гравий промываются на палубе базисного судна, что позволяет находить и более мелкие предметы.

Большую помощь в документировании объекта оказывают специальное снаряжение для подводных зарисовок. фотоаппаратура и, пожалуй. самое главное — видеокамера. Обследование места раскопок с помощью видеокамеры, работающей в условиях низкой освещенности, исключительно удобно и позволяет достаточно экономичным способом получать максимальный объем непосредственной визуальной информации. Связь между аквалангистами и поверхностью осуществляется с помощью подводного телефона. Аквалангисты пользуются лишь водонепроницаемыми комбинезонами, защищающими их от непосредственного контакта с холодной балтийской водой, температура которой на такой глубине редко превышает 8° С. Это весьма важная мера предосторожности. Время нахождения аквалангистов на глубине 26 м относительно ограниченно. Каждый из них совершает по два погружения в день. Общее время пребывания под водой составляет от 50 до 70 минут в зависимости от того, применяется ли декомпрессия.

В начале раскопок (1981) на самых важных участках места гибели корабля были сделаны пробные шурфы, с тем чтобы определить границы всего участка и элементы конструкции судна. Археологи сразу же поняли, что в отложениях сохранилось огромное число предметов, и отметили богатую резьбу покрытых илом деревянных частей корабля, сохранившихся благодаря природным условиям Балтики. «Крунан», безусловно, давал уникальную возможность для изучения жизни большого военного корабля 17 в.

В 1984 г. после трех рабочих сезонов от пробных шурфов перешли к систематическим раскопкам идентифицированных конструкций левого борта. Выбор этого метода был сделан на основе накопленного опыта, позволившего теоретически обосновать процесс разрушения и современное состояние обломков корабля. Перед своей гибель «Крунан» шел в северном направлении при сильном юго-западном ветре. Корабль развернулся на всех парусах. накренился на левый борт и опрокинулся, что доказывает положение остова на морском дне. Мощный взрыв в пороховом отсеке, но-видимому снес весь правый борт. поскольку взрывная волна шла именно в этом направлении. Корабль. вероятно, раскололся поперек перед грот-мачтой. что объясняет отсутствие его носовой части. Таким образом, примерно две трети левого борта, начиная от кормы, сохранились.

После взрыва «Крунан» быстро затонул, опустившись на дно левым бортом. На это указывают скульптуры. обнаруженные на внутренней стороне левого борта, где некогда была капитанская каюта, которая располагалась в кормовой части верхней батарейной палубы. Первоначально они были прибиты к стене гвоздями, которые вскоре после гибели судна разъела ржавчина. Однако скульптурные изображения остались на своих прежних местах. На основании этого можно предположить, что внешние скульптуры по левому борту кормовой надстройки, по всей вероятности, также находятся на своих первоначальных местах под анаэробным кристаллизовавшимся илом. Мы надеемся, что дальнейшие раскопки докажут правильность этих предположений.

Поскольку «Крунан» был первым построенным в Швеции трехпалубным кораблем, он должен иметь уникальные конструктивные особенности. Некоторые из них уже выявлены. Однако основную ценность представляет большое разнообразие памятников материальной культуры, обнаруженных при раскопках «Крунана». К 1986 г. было обследовано примерно 15% площади объекта, при этом извлечено более 12 тыс. предметов. Среди них посуда, личные вещи, оружие. навигационные приборы, скульптуры. музыкальные инструменты, сундучок с лекарствами и самая крупная из когда либо обнаруженных в Швеции коллекция золотых монет. Наиболее интересные находки — удивительно хорошо сохранившиеся скульптуры. По ним все еще видно, как кусок дерева обретал под резцом скульптора форму. Щадящий процесс консервации методом сухого вымораживания обеспечивает сохранность мельчайших деталей деревянных скульптур. Реставрация резного декора «Крунана» — одно из главных достижений проведенного исследования. С началом раскопок в Кальмарском музее открылась выставка, которую посетило уже свыше 200 тыс. человек.

Работы по изучению «Крунана» привлекают внимание подводных археологов всего мира. Ежегодно (они приглашаются для участия в раскопках и обмена опытом. Балтика в целом и «Крунан» в частности дают уникальную возможность осуществлять подводные исследования в исключительно благоприятны условиях.


Комментарии

Добавить комментарий

Увеличить поле Уменьшить поле
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | | Выбор цвета Вставка спойлера Вставка цитаты Вставка исходного кода Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу
Хайд с одним обязательным параметром Хайд с общим обязательным параметром | Скрытый текст
Вставка смайликов



Бесплатный конструктор сайтов - uCoz