Шлюп «Восток» – mir-izdeliy.at.ua

Шлюп «Восток»

«Восток»

ОТКРЫВШИЕ АНТАРКТИДУ

А. ЛАРИОНОВ
"Моделист-Конструктор" 1968, №4

«.Мы скитались во мраке туманов, между бесчисленным множеством огромных плавающих льдин, беспрестанно в страхе быть раздробленными сими громадами... Хлад, снег, частые и жестокие бури беспрестанно нам сопутствовали в местах сих...» — писал астроном И. Симонов, участник экспедиции.

Сто пятьдесят лет назад пасмурным июльским днем 1818 года со стапелей Охтенской верфи в Санкт-Петербурге сошел в невскую воду шлюп. Никто из присутствующих на церемонии спуска не думал, что этому кораблю суждено I стать одним из первооткрывателей шестого континента — Антарктиды.

В конце 1818 и в начале 1819 года три замечательных русских мореплавателя — вице-адмирал Г. А. Сарычев, капитан-командор И. Ф. Крузенштерн и капитан-лейтенант О. Е. Коцебу — составили три самостоятельных проекта экспедиции к Южному полюсу. Суть этих проектов сводилась к одному — проникнуть как можно дальше к Южному полюсу и обследовать дотоле почти неведомую часть земного шара. Гипотеза о существовании огромного материка «Терра аустралис инкогнита» («Неизвестная южная земля») в районе Южного полюса зародилась в глубокой древности. Однако все попытки достичь его оказались тщетными. Не удалось обнаружить материк и прославленному английскому мореплавателю Джемсу Куку, совершившему с этой целью свое второе кругосветное плавание в 1772-1775 годах. Анализируя его результаты, Кук писал: «Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и совершил это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах недоступных для плавания. Отныне споры о южном материке не будут больше привлекать внимание ученых...»

Проверить столь категоричное утверждение было делом чести русских моряков. В эту экспедицию были назначены достраивавшийся в Кронштадте шлюп и строящийся на Лодейно-Польской верфи транспорт «Ладога». 22 апреля 1819 года шлюп был наименован «Востоком», а транспорт переведен в ранг шлюпов и назван «Мирным». Начальником экспедиции и командиром шлюпа «Восток» был назначен капитан 2-го ранга Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, справедливо считавшийся в то время одним из лучших морских офицеров и имевший репутацию талантливого ученого-мореплавателя. Командиром шлюпа «Мирный» стал лейтенант Михаил Петрович Лазарев, совершивший самостоятельное кругосветное плавание в 1813-1816 года/ на корабле «Суворов» Русско-американской компании. Экипажи судов и офицерский состав подбирались строго на добровольных началах. Кроме моряков, в дальнее плавание пошли астроном И. М. Симонов и художник П. Н. Михайлов.

Что же представляли собой корабли этой экспедиции?

28-пушечный шлюп «Восток» имел длину по ватерлинии 39,62, ширину с обшивкой — 10,36, осадку форштевнем — 4,5 и ахтерштевнем — 4,8 м. Его водоизмещение составляло — 985 т. Он нес паруса общей площадью 2287,1 м2 и мог дать максимальную скорость 10 узлов. Вооружение состояло из шестнадцати 18-фунтовых пушек в деке и двенадцати 12-фунтовых карронад на верхней палубе. Экипаж насчитывал 117 человек, включая офицерский состав. «Восток» строился корабельными мастерами В. Ф. Стоке и И. П. Амосовым. Конструкция «Востока» не являлась оригинальной. Он, как и однотипные с ним шлюпы «Камчатка» (1817 г.) и «Аполлон» (1821 г.), строился по типу спущенных в 1807 году корабельным мастером Исаковым фрегатов «Кастор» и «Поллукс», с той только разницей, что не имел разрезных шкафутов, иначе говоря, со сплошной верхней палубой.

Корпус был из сырого соснового леса на медных скреплениях (нагеля, скобы). Промежутки между шпангоутами (шпации) не были забраны брусьями, вторая обшивка отсутствовала. Он был мало приспособлен для плавания в океанских и особенно в ледовых условиях. Только после решения о посылке шлюпов к Южному полюсу подводные части корпусов обшили медью. На «Востоке» железные рулевые петли заменили на медные, поставили дубовый руль. По настоянию руководителей экспедиции дополнительно укрепили корпус железными стандерсами — стойками, идущими параллельно борту в местах вырезов пушечных портов, и висячими кницами-угольниками под бимсы у борта корабля.

Несмотря на все конструктивные недостатки «Востока», его экипаж с честью выполнил сложнейшие задачи, поставленные перед экспедицией.

Проект «Мирного» был разработан на опыте строительства судов голландской Вест-Индской торговой компании выдающимся корабельным мастером Ильей Степановичем Разумовым. Этот корабль строил помощник корабельного мастера Колодкин. Судно было заложено 11 октября 1В16 года и спущено на воду 18 июля 181В года. Достройка его, законченная 2 июля 1819 года, так же как и шлюпа «Восток», производилась в Кронштадте корабельным мастером И. П. Амосовым. После перевода судна в ранг шлюпов ему были наделаны княвдигет и штульцы: это придало кораблю вид военного шлюпа. Тут же в Кронштадте была поставлена вторая, фальшивая обшивка и на нее наложены медные листы. По предложению Лазарева рангоут и такелаж «Мирного» были усовершенствованы. В частности, Лазарев впервые в русском флоте вместо леерных грот-стакселя и апселя поставил гафельные триселя, которые с лихвой себя оправдали при плавании в штормовую погоду. Несмотря на все усовершенствования кораблей, между шлюпами «Восток» и «Мирный» осталось одно важное несоответствие — их скорость хода. Вот как об этом писал своему другу Шестакову Лазарев: «...один («Мирный») беспрестанно вынужден нести все лиселя и через то натруждать рангоут, пока спутник его («Восток») несет паруса весьма малые и дожидается». Не случайно Беллинсгаузен, представляя Лазарева к награждению после окончания экспедиции, подчеркивал его большое искусство в управлении шлюпом. Несмотря на разницу в скорости хода и сложнейшие условия плавания в беспрерывных туманах и снеговых зарядах, «Восток» и «Мирный» ни разу не разлучились. При водоизмещении 884 т шлюп имел длину по ватерлинии 37,3, ширину с обшивкой — 9,55 и осадку — 4,1 м. При площади парусов около 1600 м2 он мог развивать скорость 8 узлов. Вооружение «Мирного» состояло из четырнадцати 3-фунтовых пушек и шести 12-фунтовых карронад. Хотя по размерам шлюп «Мирный» был ненамного меньше «Востока», его экипаж насчитывал всего 73 человека.

4 июля 1819 года экспедиция покинула Кронштадт. Обогнув Европу, корабли через Атлантический океан направились к берегам Южной Америки. От Рио-де-Жанейро они взяли курс на юг. Без лоций, без маяков, в туманы и штормы шли они по неисследованным водам, стремясь проникнуть как можно дальше за Южный Полярный круг. Стоял декабрь — самый теплый месяц южнего полушария. То тут. то там взлетали вверх над водой фонтаны китов. К кораблям подплывали тюлени, неуклюжие морские слоны, хищные касатки. Над мачтами вились альбатросы и буревестники.

Уже в декабре 1819 года шлюпы были в районе острова Южная Георгия. Продвигаясь к югу, экспедиция открыла ряд неизвестных островов, названных именами офицеров «Востока» и «Мирного»: остров Анненкова, остров Завадовского, остров Лескова, остров Торсона. 15(27) января 1820 года «Восток» и «Мирный», пробиваясь сквозь тяжелые льды на 69°25' южной широты, оказались вблизи Антарктического материка. G этот знаменательный день русскими моряками была открыта Антарктида. Продвигаясь далее, экспедиция еще пять раз почти вплотную подходила к краю материка: 20 января (1 февраля), 5(17) и 6 (18) февраля 1820 года, когда они находились от шельфового ледника берега Антарктиды всего в 1,5 — 2 милях и, наконец, 12(24) и 13(25) февраля 1820 года.

В начале марта погода стала ухудшаться. Нужно было дать отдых командам и пополнить запасы провизии. Решили покинуть высокие широты и направиться в Сидней. Стремясь по пути обследовать более широкую полосу Индийского океана, Беллинсгаузен приказал «Мирному» следовать более северным путем.

После месяца стоянки в Сиднее шлюпы снялись с якорей и отправились в район островов Туамоту. К востоку от острова Гаити экспедиция открыла группу островов, названную Беллинсгаузеном островами Россиян. На обратном пути в Сидней был открыт еще ряд островов и в их числе остров Восток, названный так в честь флагманского корабля экспедиции. После отдыха и ремонта шлюпов экспедиция покинула берега Австралии и снова возобновила свои попытки достигнуть берега Антарктиды. В этот этап плавания она трижды подходила к ее обледеневшим берегам: 28 декабря 1820 (9 января 1821), 15(27) января, когда открыла землю Александра I, и, наконец, 21 января (2 февраля) 1821 года. Кроме земли Александра I, 8(20) января 1821 года был открыт остров Петра I. В двадцатых числах января экспедиция, обследовав Южные Шетландские острова, направилась снова в Рио-де-Жанейро, откуда после ремонта шлюпов вышла в обратный путь. 23 июля 1821 года шлюпы «Восток» и «Мирный» встали на якорь на Малом Кронштадтском рейде.

Экспедиция Беллинсгаузена — Лазарева справедливо считается одной из самых замечательных антарктических экспедиций. Ею пройдено в общей сложности 4972 мили — путь, в два с четвертью раза превышающий длину экватора. Плавание, во время которого русские моряки показали блестящие образцы кораблевождения, продолжалось 751 сутки, из них шлюпы находились на ходу 527 дней, причем 122 дня южнее 60-й параллели и 100 дней во льдах. За время плавания открыт материк Антарктида и 29 островов. Помимо географических открытий, экспедицией сделана масса интереснейших и ценнейших астрономических, океанографических, синоптических и этнографических наблюдений. Этим открытием русские моряки внесли величайший вклад в мировую науку, вписав новую замечательную страницу в книгу русской морской славы.

Память о героической экспедиции свято хранят советские исследователи Антарктиды. Именем флагманского корабля экспедиции «Восток» названа внутриконтинентальная станция, основанная в 1957 году. Десять лет на станции, расположенной в самом суровом по климатическим условиям районе планеты, несут непрерывную вахту наши полярники. Новой станции, которую предстоит организовать XIII советской Антарктической экспедиции в 1968 году, будет дано имя руководителя первой русской антарктической экспедиции — «Беллинсгаузен».

 

 

         

 

По зову моря

Дмитрий Иванов

   В начале 1819 года русское правительство приняло решение об организации научных исследований «в больших широтах Северного и Южного океанов. Предполагалось послать две экспедиции («дивизии», каждая из которых состояла из двух кораблей) для плавания в Северном Ледовитом океане и в антарктических водах. Впервые в практике русских морских вояжей корабли снаряжались исключительно с научными целями

Начальник русской антарктической экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузен

 

   Авторство идеи этих плаваний сегодня установить невозможно. Первые упоминания о проекте встречаются в переписке Ивана Крузенштерна с морским министром маркизом Де Траверсе и относятся к концу 1818 года. А 12 апреля 1819 года Крузенштерн выслал министру развернутую записку на 21 странице, сформулировав основные предложения об организации экспедиции.

   В той же записке Крузенштерн высказывал возражения против неоправданной поспешности, с которой готовилась экспедиция. Указ о снаряжении кораблей был издан 6 апреля 1819 года, а их выход в море намечался на июль. Но Траверсе проигнорировал замечания Крузенштерна, в результате оба судна отправились в путь, будучи не приспособленными для плавания во льдах и имея многочисленные недоделки.

   Лишь 4 июня 1819 года, за 42 дня до выхода кораблей в море, высочайшим повелением Фаддею Беллинсгаузену было вверено командование над шлюпом «Восток» и начальство над всей экспедицией, до этого момента решать разнообразные проблемы, возникавшие по ходу снаряжения экспедиции, приходилось Михаилу Лазареву, который в марте 1819 года был назначен командиром шлюпа «Мирный», второго судна, принимавшего участие в антарктическом плавании.

Поспорить с Куком

   Несмотря на то, что экспедиция снаряжалась в великой спешке, снабжены оба корабля были неплохо. Это в первую очередь касалось противоцинготных средств, без которых в те времена не обходилось ни одно продолжительное плавание. На суда погрузили большое количество сушеных и консервированных овощей, лимонов, кислой капусты, хвойную эссенцию. Корабли были обеспечены лучшими по тому времени

навигационными и астрономическими приборами, закупленными в Англии. для связи между шлюпами был предусмотрен недавно изобретенный флажный телеграф. На судах имелись обширные библиотеки.

   Команды обоих кораблей комплектовались в очень сжатые сроки. Экипажи набирали только среди добровольцев, которых оказалось очень много. Для матросов был установлен верхний возрастной предел в 35 лет, кроме того, надо было обладать идеальным здоровьем, владеть как минимум двумя корабельными специальностями и уметь обращаться с огнестрельным оружием. Выполнение исследовательской программы в основном возлагалось на офицеров обоих кораблей и астронома, профессора Казанского университета Ивана Симонова. Живописец Павел Михайлов должен был выполнять необходимые зарисовки.

   Перед экспедицией были поставлены задачи исключительной сложности. Русские корабли направлялись на крайний юг, в районы, остававшиеся белым пятном на географических картах. Главная цель плавания состояла в поисках неизвестной земли, которая могла находиться в южных полярных широтах. Спор о существовании этого легендарного материка, лежащего у Южного полюса Земли, велся еще с античных времен. Попытки достичь неведомого берега предпринимались не раз. В 1772 году Джеймс Кук возглавил экспедицию, организованную для поисков Южного материка. Корабли этой экспедиции впервые в истории мореплавания пересекли Южный полярный круг и смогли пройти до 71° южной широты. Но земли Кук не нашел и посчитал, что положил конец поискам материка.

   Русской экспедиции предстояло попытаться спуститься к югу дальше, чем это удалось кораблям Кука. Инструкции, полученные Беллинсгаузеном, предписывали ему пройти Атлантическим океаном к Бразилии (с заходом в Портсмут и на Канарские острова), затем к острову Южная Георгия и далее к Земле Сандвича (ныне Южные Сандвичевы острова). Отсюда Беллинсгаузен должен «...пуститься к югу и будет продолжать свои изыскания до отдаленной широты, какой только он сможет достигнуть. В первых числах апреля экспедиции надлежало прибыть в Австралию, в Порт-Джексон (ныне бухта Сиднея) для отдыха экипажей и ремонта судов. А затем с мая по сентябрь заняться обследованием юго-восточной части Тихого океана. Только после завершения второго этапа антарктических исследований Беллинсгаузену разрешалось выступить в плавание к берегам России.

В тропических водах

   15 июля 1819 года в шесть часов вечера шлюпы «Восток» и «Мирный» при большом стечении народа снялись с якорей и, отсалютовав крепости, покинули кронштадтский рейд. 10 августа прибыли к Спитхедскому рейду в Портсмуте. Стоянка у берегов Англии была необходима, чтобы получить в Лондоне заготовленные для экспедиции хронометры, секстанты, телескопы и другие навигационные и астрономические инструменты.

Плавание Атлантическим океаном проходило без происшествий. 25 сентября, когда солнце клонилось к закату на горизонте показался пик острова Тенерифе. два дня спустя корабли встали на якоря у города Санта-Крус.

    Переход к берегам Бразилии занял более двух месяцев. 4 октября корабли экспедиции пересекли Тропик Рака. По мере движения шлюпов к югу становилось теплее, ветер стих, появились летучие рыбы. Стояла прекрасная погода, что позволило заняться астрономическими наблюдениями и проверкой секстантов. Павел Новосильский, шедший мичманом на «Мирном», писал: «Плавание в тропических морях восхитительно. Между тем как судно с пассатным ветром под всеми парусами быстро несется к своей цели, бесчисленное множество разнообразных обитателей моря и воздуха беспрестанно привлекает на себя ваше внимание. Повсюду жизнь кипит и блещет яркими, радужными цветами». В Бразилии экспедиция провела двадцать дней. Все это время экипажи готовили корабли к плаванию в полярных широтах. Было проведено обследование обшивки судов, приведены в надлежащий порядок такелаж и парусное вооружение.

К самой южной земле

   4 декабря «Восток» и «Мирный» снова вышли в море. дойдя до 45-й параллели, Беллинсгаузен и Лазарев попытались отыскать остров Гранде, открытый в 1675 году французским мореплавателем Ларошем. Однако все попытки обнаружить эту землю, несмотря на ясную погоду и отличную видимость, оказались тщетны, и Беллинсгаузен пришел к выводу, что Ларош ошибся. Стало заметно холоднее, ветер посвежел, часто принимался дождь, сопровождаемый градом. Экспедиция встретила большие стаи птиц и стада китов, а 23 декабря моряки впервые увидели пингвинов.

Утром 27 декабря показались остроконечные, покрытые вечными снегами вершины Южной Георгии и небольшого островка Уиллиса. Шлюпы обошли Южную Георгию с юга, и русские моряки произвели съемку и опись побережья острова, закончив его картирование, начатое Куком. При этом наиболее приметные мысы были названы именами участников экспедиции. А островок, открытый неподалеку от Южной Георгии, получил имя лейтенанта Анненкова, который первым увидел эту сушу.

   Отсюда «Восток» и «Мирный» направились на юго-восток, к Земле Сандвича, открытой Куком в 1775 году. По пути экспедиция сделала первое крупное географическое открытие — была обнаружена и нанесена на карты группа вулканических островов, которые Беллинсгаузен назвал островами Де Траверсе, в честь морского министра России. Несколько дней спустя корабли прибыли в район Земли Сандвича. Здесь обнаружилась ошибка Кука, который посчитал, что открыл один остров. На самом деле это был целый архипелаг, а мысы «Земли Сандвича», нанесенные на карту Куком, оказались отдельными островами. Беллинсгаузен, однако, решил оставить за островами названия, которые Кук присвоил мысам. Закончив опись островов, Беллинсгаузен направил корабли экспедиции на юг. Новый, 1820 год, встретили в окружении ледяных полей, среди тумана и непрекращающихся снегопадов. Суда были вынуждены постоянно лавировать между огромными айсбергами. 16 января путь преградил сплошной непроходимый лед, пришлось обогнуть Южные Сандвичевы острова и повернуть на восток. Корабли двинулись вдоль кромки, отыскивая во льдах проход к югу. Погода испортилась, снег и туман совершенно закрыли горизонт. 20 января шлюпы едва смогли выбраться из окруживших их ледяных полей, при этом «Мирный» разбил о лед форштевень. 27 января «Восток» и «Мирный» пересекли Южный полярный круг. А на следующий день корабли экспедиции достигли 69°25’ ю. ш. и 2°10’ з. д., вплотную приблизившись к Антарктиде. В полдень моряки увидели полосу возвышенных льдов, которые поначалу были приняты за облака. Густой туман и снегопад не позволили как следует разглядеть берег. И хотя это заставило Беллинсгаузена воздержаться от заключения, что перед ним материк, 28 января 1820 года считается датой открытия Антарктиды. Некоторое время корабли шли вдоль ледяного поля, а затем были вынуждены повернуть к северу

   Обойдя льды, «Восток» и «Мирный» вновь устремились к югу и 2 февраля подошли к материку на расстояние 30 миль, но продолжать двигаться далее на юг не было никакой возможности Плавание проходило при постоянных  туманах и снегопадах, которые сильно  ухудшали видимость и делали опасным пребывание кораблей среди льдов, столкновение с которыми грозило шлюпам гибелью. Тем не менее Беллинсгаузен не оставлял попыток пробиться на юг, и с 17 на 18 февраля «Восток» и «Мирный» смогли дойти до б9>7’ юш. и 1б°15’з.д., вновь оказавшись ввиду антарктического побережья. Представший взору моряков берег позволил Беллинсгаузену высказаться гораздо более определенно: «Здесь, за ледяными полями мелкого льда и ледяными островами, виден материк льда, коего края отломаны перпендикулярно и который продолжался, по мере нашею зрения, возвышаясь к югу подобно берегу Плоские ледяные острова, близ сею материка находящиеся, явно показывают, что они суть обломки сего материка, ибо имеют и верхнюю поверхность подобно материку».

   Тяжелые льды заставили корабли вновь повернуть к северу. Выйдя к кромке, «Восток» и «Мирный» двинулись на восток. Последние дни февраля выдались непогожими, постоянно шел снег, поднявшийся ветер производил сильное волнение на море, такелаж и паруса покрылись ледяной коркой, временами с мачт и рей на палубы с грохотом падали сосульки. Корабли порой теряли друг друга из вида, приходилось палить из пушек и жечь фальшфейеры. 1 марта «Восток» и «Мирный» попали в шторм, во время которого видимость практически отсутствовала. О том, что это было за плавание, можно судить по словам Беллинсгаузена, человека отнюдь не робкого десятка: «...бояться было стыдно, а самый твердый человек внутренне повторял: Боже, спаси!.

   12 марта исполнилось сто дней с момента выхода кораблей из Рио-де-Жанейро. В честь этой даты офицеры потчевали друг друга вареным на молоке шоколадом, для матросов зарезали свинью, сварили щи из кислой капусты и сверх обыкновенного выдали по стакану горячего пунша.

Австралийские каникулы

   17 марта было решено завершить полярное плавание и направиться в Австралию. По пути русские моряки решили осмотреть малопосещаемую южную оконечность Индийского океана. Чтобы охватить исследованиями как можно большее пространство, шлюпы разделились и пошли самостоятельными курсами. Лазарев получил задание отыскать так называемый Компанейский остров, сведения о котором считались сомнительными. Местом встречи кораблей экспедиции был назначен Порт-Джексон.

   21 марта «Востоку» довелось испытать жесточайший шторм, во время которого судно чудом избежало гибели. «Ветер ревел; волны поднимались до высоты необыкновенной; море с воздухом как будто смешались, треск частей шлюпа заглушал все, — писал Беллинсгаузен. — Мы остались совершенно без парусов, на произвол свирепствующей бури; я велел растянуть на бизань-вантах несколько матросских коек, дабы удержать шлюп ближе к ветру. Мы утешались только тем, что не встречали льдов в сию ужасную бурю. Наконец, в 8 часов с баку закричали: льдины впереди; сие извещение поразило всех ужасом, и я видел, что нас несло на одну из льдин; тотчас подняли фок-стаксель и положили руль на ветер на борт; но как все сие не произвело желаемого действия и льдина была ухе весьма близко, то мы только смотрели, как нас к оной приближало. Одну льдину пронесло под кормою, а другая находилась прямо против средины борта, и Мы ожидали удара, которому надлежало последовать; по счастью, огромная волна, вышедшая из-под шлюпа, отодвинула льдину на несколько сажен и пронесла у самого подветренного штульца. Льдина сия могла проломить борт или отломить руслень и свалить мачты». Более суток бушевал шторм и затем сменился полным безветрием.

   9 апреля «Восток» прибыл в Порт-Джексон, а неделю спустя из вояжа вернулся и «Мирный», на долю которого также выпало несколько штормов. Во время перехода по Индийскому океану моряки убедились в отсутствии Компанейского острова и «стерли» его с карт.

   После долгого и опасного плавания среди льдов в сумраках ненастья яркость австралийских красок радовала глаз. Берега залива, в котором стояли русские корабли, поросли лесом, во все стороны простирались великолепные песчаные пляжи. Команде был дан отдых, больных свезли на берег. «Восток» и «Мирный» нуждались в ремонте, их начали готовить к новому плаванию, В Австралии корабли простояли чуть более месяца. 20 мая 1820 года Беллинсгаузен и Лазарев вывели свои корабли в море. Теперь экспедиция направлялась в малоисследованные районы островов Туамоту и островов Общества (Товарищества), как это и предписывалось инструкцией, полученной перед выходом из Кронштадта.

К островам Океании

Курс русских кораблей был проложен к северу от Новой Зеландии, однако встречные ветры сильно отклонили шлюпы к югу и Беллинсгаузен решил пройти проливом Кука, разделяющим Новую Зеландию на Северный и Южный острова. 9 июня «Восток» и «Мирный» вошли в залив Шарлотты Северного острова, где путешественники хотели запастись пресной водой. Берег оказался обитаем, вскоре появились лодки с туземцами. Островитяне поначалу испугались пришельцев, но, видя их добрые намерения, успокоились. Моряки выменяли у туземцев образцы одежды, оружие, украшения. 16 июня шлюпы снялись с якорей и двинулись на юго-восток проливом Кука. Вечером того же дня, уже перед выходом в океан, корабли встретил сильный южный ветер, который принес дождь и снег. На парусах взяли рифы, Беллинсгаузен и Лазарев вынуждены были лавировать в этом опасном, малоисследованном проливе. Лишь 22 июня «Восток» и «Мирный» смогли миновать пролив Кука и выйти в открытый океан.

   Шлюпы направились на северо-восток, к островам Туамоту. 14 июля суда пересекли Тропик Козерога. В этом плавании русским морякам довелось открыть целый архипелаг коралловых островов, лежащих неподалеку от островов Туамоту. С 18 по 31 июля участники экспедиции описали и нанесли на карты 13 неизвестных островов, которые Беллинсгаузен назвал островами Россиян.

  Берега Таити появились на горизонте 2 августа, а на следующий день «Восток» и «Мирный» встали на якоря в Матавайской бухте. Тут же к кораблям поспешили многочисленные лодки, местные жители привезли морякам лимоны, бананы, апельсины, ананасы и кокосовые орехи и получили в ответ бисер, зеркальца, ножницы и ножи. Вскоре на «Восток» прибыл и король Таити Помаре, для которого на шлюпе был устроен обед. Корабли простояли у берегов острова пять дней.

   Вечером 8 августа «Восток» и «Мирный» оставили берега Таити и взяли курс на Порт-Джексон. На обратном пути участники экспедиции открыли еще три небольших островка и крупную мель. В Порт-Джексон «Восток» прибыл 21 сентября, а на следующий день рядом с флагманом встал на якорь «Мирный».

Снова на юг

   Началась тщательная подготовка судов к новому антарктическому плаванию. 12 ноября экспедиция покинула Порт Джексон и направилась на юг. На этот раз Беллинсгаузен хотел обследовать восточный сектор Антарктики. Крепкие встречные ветры затрудняли движение кораблей. Через неделю после начала плавания в носовой части «Востока» открылась течь. Возвращаться в Австралию было слишком поздно, и ремонт пришлось производить в море. 22 ноября шлюпы достигли острова Макуори, расположенного на 54-й параллели. Перед взорами путешественников предстали темно-бурые скалы и зеленеющие долины, берег был занят огромными колониями пингвинов, в воздухе летало множество птиц, на прибрежных камнях расположились стада морских котиков. Отсюда капитаны поведи свои суда на юг, придерживаясь меридиана острова Макуори.

   10 декабря моряки увидели огромные ледяные острова, достигавшие в окружности одной мили, В этот же день корабли достигли сплошных ледяных полей и двинулись на восток.

   25 декабря «Восток» и «Мирный» пересекли Южный полярный крут Опасаясь столкновения с айсбергами, приходилось часто менять курс, с продвижением на юг разводья встречались все реже и уже на следующий день сплошные льды преградили экспедиции путь. Корабли вынуждены были вновь повернуть и, огибая лед, идти на восток. «Таким образом, — вспоминал Лазарев, — простирая плавание наше к востоку между льдами, при всякой возможности покушались к зюйду, но всегда неподвижные льды останавливали нас при приближении к параллели 70°».

   Беллинсгаузен не оставлял надежды отыскать проход во льдах и попытаться найти неведомую землю, о возможной близости которой офицеры спорили едва ли не ежедневно. Неожиданный случай подхлестнул эти споры. На одном из ледяных полей моряки подстрелили королевского пингвина. К всеобщему удивлению в его желудке обнаружили мелкие камешки. В этот день мичман Новосильский записал в своем дневнике: Стало быть, пингвин этот был недавно на неизвестном берегу. Потому что самые ближайшие острова удалены от нас более чем на 2000 миль». Надеждам участников экспедиции суждено было сбыться 22 января 1821 года, когда вахтенный сообщил, что видит землю, Это был неизвестный остров. На обоих судах царили необыкновенное оживление и радость. На «Востоке» и «Мирном» были подняты флаги, все свободные от вахты матросы взобрались на ванты и над полярным морем прогремело троекратное «ура!». Лед не позволил подойти к берегу ближе, чем на 14 миль, однако благодаря ясной погоде и отличной видимости удалось точно установить координаты открытого острова, определить его размеры и очертания. Засыпанный снегом остров имел 10,5 миль в длину, 4 мили в ширину и около 25 миль в окружности, его высота над уровнем моря составляла более 1200 метров. «Я назвал сей остров, — писал Беллинсгаузен, — высоким именем виновника существования В Российской империи военного флота — остров Петра 1.

   Корабли продолжали идти на юго-восток, отыскивая разводья во льдах. 28 января моряки заметили необычную перемену цвета морской воды, что, по мнению Беллинсгаузена, служило признаком близости земли. На следующий день выдалась ясная солнечная погода, на горизонте моряки увидели берег, это была Антарктида. Побережье сплошь покрывали лед и снег, выделялись лишь несколько темных пятен скал.

   Открытую землю Беллинсгаузен назвал Берегом Александра 1. К счастью, погода благоприятствовала наблюдениям, и участники экспедиции смогли точно определить координаты побережья, а художник Михайлов сделал зарисовки.

   От Берега Александра 1 корабли экспедиции направились на северо-восток, к Южной Шотландии, об открытии которой англичанином Смитом русские мореплаватели узнали в Австралии. Сообщение Смита было воспринято в мире как открытие южного материка. Проведя в этом районе четверо суток, участники экспедиции убедились — Южная Шотландия не материк, а группа островов. Моряки занялись описью и съемкой архипелага, в результате все Южные Шетландские острова были положены на карту.

   Завершив эту работ Беллинсгаузен принял решение о возвращении в Рио-де-Жанейро, а затем в Россию. Шлюп «Восток» и к этому моменту находился в таком плачевном состоянии, что продолжать плавание в полярных широтах было немыслимо. На обратном пути, несмотря на сложности плавания на судах, нуждавшихся в серьезном ремонте, офицеры «Востока» и «Мирного» вели многочисленные исследования. Постоянно наблюдалась температура воздуха, прозрачность воды, моряки проводили измерения глубин моря, брали пробы воды, изучали земной магнетизм, строение морских льдов, с помощью шаров-зондов определяли направление ветра на различных высотах.

   В б часов утра 5 августа 1821 года корабли русской антарктической экспедиции «Восток». и «Мирный», отсалютовав крепости Кронштадт, встали на якоря. «Презрев все опасности, прошед места непроходившиеся и с успехом окончив возложенное на нас дело, возвратились мы в свое отечество, распространив круг человеческих знаний многими открытиями , — писал профессор Иван Симонов.

   Русская экспедиция открыла шестую часть света — Антарктиду. Впервые в антарктических водах были проведены систематические метеорологические наблюдения, которые позволили получить представление о климате южной полярной области Земли. Экспедиция провела большой комплекс океанографических работ, доставив сведения о морских течениях, глубинах, границе распространения плавучих льдов. Участниками плавания были уточнены координаты десятков географических пунктов, исследованы свойства и строение морских льдов, условий их образования и разрушения. Экспедиция привезла богатые зоологические и этнографические коллекции, многочисленные зарисовки. Беллинсгаузен и Лазарев доказали возможность продолжительного плавания в водах, омывающих берега Антарктиды.


Комментарии

Добавить комментарий

Увеличить поле Уменьшить поле
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | | Выбор цвета Вставка спойлера Вставка цитаты Вставка исходного кода Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу
Хайд с одним обязательным параметром Хайд с общим обязательным параметром | Скрытый текст
Вставка смайликов



Бесплатный конструктор сайтов - uCoz