Шлюп «Сенявин» - Корабли
Форма входа
Категории изделий

Наш опрос
Какая фанера у Вас в приоритете?
Всего ответов: 1908
Журнал Woodcraft
Woodcraft
Также советую
  • Статистика
    Онлайн всего: 7
    Гостей: 7
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Корабли » Корабли

    Шлюп «Сенявин»

    «Сенявин»

    Кругосветное плавание Литке на шлюпе "Сенявин"

    (1826 -1829)

       Командир шлюпа “Сенявин”, вышедшего в совместное кругосветное плавание со шлюпом “Моллер”, капитан-лейтенант Федор Петрович Литке совершил кругосветное плавание мичманом на “Камчатке” в 1817-1819 годах. Затем лейтенантом, командуя бригом “Новая Земля”, он в 1821- 1824 гг. четыре раза плавал к Новой Земле.

     


       В описании плавания Станюковича на “Моллере” уже говорилось, что общей и главной задачей обоих шлюпов было описание азиатских (что поручалось “Сенявину”) и американских (что поручалось “Моллеру”) берегов Берингова моря. Кроме того, каждый из командиров получил отдельную подробную инструкцию.
       Во время первой навигации Литке должен был заняться описью азиатских берегов Берингова моря, начиная от Берингова пролива, обратив особое внимание на опись Анадырского и Олюторского заливов. Следующую навигацию Литке должен был посвятить описи берегов Охотского моря, начиная от “полуострова” Сахалина и кончая западным берегом Камчатки и Курильскими островами.
      Одновременно инструкция включала гидрографические задания на время зимнего плавания “Сенявина” в тропиках.
      Так, Литке предлагалось осмотреть острова Бонин и Каролинские, а затем северные берега островов Соломоновых, Новой Ирландии, Ганновера и др.
      Из этого перечисления видно, что задачи, поставленные перед Литке, были непомерно велики.
      Заслуживают внимания мотивы, по которым Литке поручалось исследование Каролинских островов. Еще в 1819 г., в связи с подготовкой экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева, И. Ф. Крузенштерн, принимавший участие в организации всех кругосветных экспедиций, писал морскому министру о желательности исследования Каролинских островов следующее:
      “Мало также известен нам и Каролинский Архипелаг... Мы имеем многие томы о нравах и обычаях островитян Товарищества и Дружества, но о жителях Каролинских островов не сказано ни одного слова новейшими мореплавателями и мы все еще должны довольствоваться более 100 лет уже писанными известиями миссионеров... Испанскому адмиралу Эспинозе, во время бытности его на острове Гуагане (остров Гуам, Марианские острова) в 1491 г. [?], показывали начерченную каролинским островитянином карту сих островов, из коих некоторые значительной величины, а другие состояли из больших куп, так, например, остров Ламурзек (по-видимому остров Ламотрек) принадлежит к купе 13 островов”
      Эта выдержка отчасти объясняет исключительное отношение Литке к исследованию именно Каролинских островов.
      20 августа 1826 г. “Сенявин”, имея на борту всего 62 человека, вышел, как мы видели, одновременно с “Моллером” из Кронштадта.
      В дальнейшем, зайдя по пути в Копенгаген, Литке 25 сентября пришел в Портсмут. Из Портсмута Литке ездил в Лондон для проверки и приемки заранее заказанного маятникового прибора, предназначенного для определения силы тяжести.
      2 ноября “Сенявин”, разлучившийся с “Моллером” еще при выходе из Портсмута, стал на якорь у острова Тенерифе. Литке “известно было намерение капитана Станюковича зайти туда, чтобы запастись вином” и потому он рассчитывал увидеть здесь “Моллер”.
      В это время население острова еще остро переживало последствия ужасного урагана, продолжавшегося с 23 по 27 октября. Во время этого урагана три судна погибло на рейде, десять судов потерпело крушение у острова, на самом острове разрушения были огромны, много жителей погибло. Не получив здесь никаких сведений о “Моллере”, Литке 4 ноября вышел в море и 27 декабря стал на якорь в Рио-де-Жанейро, где и встретился со Станюковичем.
      Когда во время шторма у мыса Горн корабли потеряли друг друга, положение Литке, по его словам, было трудное, так как Станюкович не назначил ему, на случай разлуки, места встречи. Он не знал, куда идти - в губу Консепсьон или же в Вальпараисо. Так как в инструкции говорилось о заходе в бухту Консепсьон, Литке решил идти туда. Встретился он с “Моллером” только в Вальпараисо в момент, когда Станюкович снимался с якоря.
      Литке, выйдя 3 апреля из Вальпараисо, направился к Гавайским островам, во-первых, для обследования мало посещенного района и, во-вторых, для поисков точки пересечения географического и магнитного меридианов, которая по тогдашним сведениям находилась у 130° з. д. 12 июля “Сенявин” был уже в Ново-Архангельске.
      С 21 августа по 1 сентября Литке занимался определением географического положения и описью острова Св. Матвея, после чего отправился в Петропавловск. 19 октября Литке покинул Петропавловск и пошел на юг к Юалану, самому восточному из Каролинских островов. Здесь он предполагал провести измерение силы тяжести. Таких измерений еще не было сделано ни на одном из этих островов. Свои курсы Литке расположил так, чтобы пройти через острова, якобы открытые американскими мореходами. 6 ноября Литке искал остров Колунас, 10 ноября - остров Денстер и 15 ноября остров Св. Варфоломея, но ни одного из них не нашел.
      17 ноября “Сенявин” прошел мимо группы коралловых островов Брауна, открытой в 1794 г. англичанином Батлером, и 26 ноября подошел к острову Юалан, у которого простоял на якоре до 22 декабря. Отсюда “Сенявин” следовал на юг по меридиану острова Юалан с целью определить на этом меридиане положение магнитного экватора. Он пересек магнитный экватор, потом поднялся к северу.
      29 октября Литке тщетно разыскивал два маленьких островка, показанные на карте под 5°12' с. ш. и 162°57' в. д. Так же тщетно он 1 января 1828 г. искал “острова Мусграва”, показанные на карте Крузенштерна на 6°12' с. ш. и 159°15' в. д. Дальше Литке решил идти до 7°30' с. ш. и искать на этой параллели остров Св. Августина.
      Литке отмечает, что во время плавания в Каролинском архипелаге он принял за правило ночью держаться на одном месте под малыми парусами, чтобы не пропустить в темноте какого-нибудь нового острова. От этого правила, однако, он отступил в ночь с 1 на 2 января и, к вящему удивлению, на рассвете увидел перед собой высокую, не показанную на карте землю.
      Вскоре “Сенявин” подошел к острову, называемому местными жителями Пыйнипег (Понапе), но высадиться из-за враждебности островитян не удалось-пришлось ограничиться описью с моря, что и было закончено 5 января.
      Следующие два дня были использованы на опись низменных островов,. находящихся вблизи Понапе. Вся эта группа была названа островами Сенявина “в честь достопочтенного мужа, именем которого украшено было судно наше”
      Продолжая осматривать встречавшиеся на пути острова, Литке 22 января стал на якорь у острова Лукунор. Описав со шлюпок близлежащие острова, 27 января он снялся с якоря и произвел опись группы островов Каролинского архипелага: Сатаван, Этал, Намолук, Намонуито и другие.
      Литке отмечает, что острова Намонуито заслуживают внимания, “как остов будущей многочисленной группы островов или одного обширного острова, место это... изображает вид всех коралловых островов вначале. По причине ли позднейшего происхождения, или, может быть, от большой обширности оно от прочих отстало и не образует еще целого сомкнутого круга островов и рифов, но все данные к тому имеются. Дно будущей лагуны... с равномерной глубиной около 23 сажен и рассеянными по нему мелководными банками уже существует. На наветренном краю... есть уже несколько островов, соединенных рифами. На противоположном конце образовался также остров...” Далее Литке прибавляет, что если справедливо мнение о создании миллиардами мельчайших животных коралловых островов, “то группа Намонуито может послужить со временем - быть может, через тысячелетия, - мерой успеха работ этих...”
      С Каролинских островов Литке направился к Гуаму (Марианские острова), на котором он хотел пополнить запасы провизии и, кроме того, - повторить измерения силы тяжести французского мореплавателя Фрейсине, по наблюдениям которого аномалия силы тяжести на этом острове была очень велика.
      Простояв в Гуаме с 17 февраля по 8 марта, Литке снова вернулся к Каролинским островам.
      В западной части Каролинского архипелага он описал несколько групп островов, в частности Элато, Фараулеп, Олимарао, Ифалик, Волеаи,. Эорипик, и 3 апреля повернул на север к островам Бонин, проверить положение которых ему поручалось инструкцией.
      20 апреля “Сенявин” стал на якорь у этих островов и от встретивших его английских моряков с потерпевшего в 1826 г. крушение китобойного судна “Вильям” узнал, что в 1828 г. английский капитан Бичи на шлюпе “Блос-сом” положил эти острова точно на карту и принял их “во владение Британского королевства”.
      1 мая Литке, взяв на борт двух английских матросов - тогда единственных жителей этих островов, - отправился к Камчатке и 29 мая стал на якорь в Петропавловске.
      В Петропавловске сошел с “Сенявина” из-за плохого состояния здоровья лейтенант Николай Иринархович Завалишин. Кроме того, для исследований во внутренней части Камчатки остался натуралист Китлиц.
      Из Петропавловска Литке вышел 15 июля и провел гидрографические работы вдоль западного побережья Берингова моря вплоть до Берингова пролива
      30 октября “Сенявин” вместе с “Моллером” вышел из Петропавловска для возвращения в Балтийское море.
      7 ноября во время бури шлюпы разлучились. Как отмечает Литке, “в таких обстоятельствах шлюп “Моллер” скоро нас опередил и скрылся из виду”
      Литке знал о намерении Станюковича зайти в Манилу, но не видел необходимости быть там до 1 января 1829 г. и решил еще раз посетить Каролинский архипелаг, к которому и подошел 7 ноября.
      Среди Каролинских островов, описывая их с моря и посылая на некоторые из них для описи шлюпки, Литке провел около месяца и затем 1 января 1829 г. пришел в Манилу, куда “Моллер” прибыл еще 11 декабря. Дальнейшее плавание “Сенявина” подробно описано в предыдущем разделе. Дополнительно лишь следует отметить, что в Англии Литке заходил в Темзу для производства на Гринвичской обсерватории сравнительных маятниковых наблюдений. Закончив эти сравнения, Литке 25 августа возвратился в Кронштадт, пробыв в отсутствии 3 года и 5 дней.
      За все время плавания умер только один человек. Самый длительный переход под парусами (от Манилы до острова Св. Елены) продолжался 90 дней.
      Результаты плавания “Сенявина” были очень велики.
      Главным районом географических работ Литке в зарубежных водах были Каролинские острова, среди которых обследовано обширное пространство от острова Юалан до группы Волеаи и открыто вновь 12, а описано 26 групп и отдельных островов, в том числе острова Сенявина. Кроме того, была отыскана и описана часть островов Бонин, в то время мало известных. Для всех помещенных мест были сделаны карты, описи и рисунки, составившие отдельный атлас. Экспедиция собрала также обширный материал по морским течениям, температуре воды и воздуха, давлению атмосферы и т. д. Очень ценны магнитные наблюдения и определения силы тяжести.
      Значительные материалы были собраны также по зоологии (более полутора тысяч экземпляров разных животных), по ботанике (гербарий), по геологии (330 образцов горных пород), по этнографии и т. д.

    Категория: Корабли | Добавил: xBOINGx (16.04.2014)
    Просмотров: 689 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Помощ в развитии

    Понравился сайт?
    Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму на один из кошельков:
    Z362885406241
    R362083164409
    U120255247698
    Like the site?
    Contribute to its development by donating any amount to one of the purse.
    Случайные фото
    Журнал CreativeWoodworks
    Perfect world
    Парусные корабли мира
  • Корабли из фанеры 1 ст.
  • Корабли из фанеры 2 ст.
  • Корабли из фанеры 3 ст.

  • Журнал Anatomy of the Ship
    Anatomy of the Ship


    ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА
    Perfect world
    Пилочки для лобзика по Украине.
    Perfect world