Шхуна «Хеда» – mir-izdeliy.at.ua

Шхуна «Хеда»

Хеда

К СЕРЕДИНЕ XIX века Япония заняла значимое место в дальневосточной политике Англии, Франции, Соединенных Штатов Америки. Борясь за господство на Тихом океане и в Азии, эти страны намеревались использовать Японские острова и как плацдарм для захвата континентального Китая, и как постоянную угрозу русским владениям на Востоке. Поэтому американское правительство в 1852 году приняло решение направить к японским берегам эскадру под командованием коммодора Мэтью Перри с заданием любыми средствами, вплоть до применения вооруженной силы, подписать с японцами торговый договор и открыть порты страны для американских кораблей.
Приблизительно в это же время русское правительство дало разрешение вице-адмиралу Путятину на экспедицию в Японию с целью нормализации отношений между двумя странами. Выбор на Евфимия Васильевича пал не случайно: опытный моряк, ученик адмирала Михаила Петровича Лазарева, он на протяжении многих лет внимательно следил за всем, что касалось русских интересов на Дальнем Востоке, выдвигал проекты развития морской торговли с Китаем, отыскания удобных гаваней по берегам Охотского моря для создания новых портов.
В отличие от американского русское правительство в инструкции Путятину подчеркивало необходимость мирного убеждения японцев в выгодности заключения торгового договора с Россией, в установлении стабильных добрососедских политических и экономических связей. Министерство иностранных дел предписывало "при переговорах с японскими чиновниками держаться самого миролюбивого и дружеского тона".


9 ОКТЯБРЯ 1852 года фрегат "Паллада", покинув Кронштадтский рейд, направился в далекую Японию.
Только через десять месяцев "Паллада" вошла в порт Нагасаки. Началась долгая, мучительная эпопея бесчисленных переговоров с японцами о заключении соглашения между двумя странами. Постепенно Путятину и его помощнику и переводчику Константину Николаевичу Посьету стало ясно, что подозрительные японские чиновники применяют тактику запутывания и оттягивания принятия решений, чтобы вообще сорвать заключение договора.
Через полгода бесцельных ожиданий Путятин решил прервать на какой-то срок пребывание в Нагасаки. В феврале 1854 года он приказал взять курс на Корею, чтобы употребить вынужденный "отпуск" на описание вновь приобретенных Россией земель, а также побережья Уссурийского края и южной оконечности Сахалина.
В мае 1854 года, встретившись в Татарском проливе с другими русскими кораблями, экипаж "Паллады" узнал от них о том, что Англия и Франция объявили войну России. Было решено, что расшатанная штормами "Паллада", присоединившись к эскадре, двинется к устью Амура для защиты от врага дальневосточных берегов. А Путятин и Посьет с частью команды, пересев на фрегат "Диана", вернутся к берегам Японии, чтобы завершить нелегкую дипломатическую миссию.
В конце ноября "Диана" бросила якорь в бухте Симода. И здесь русских моряков ожидало новое суровое испытание: 11 декабря, когда фрегат стоял в гавани, произошло сильное землетрясение, после которого на город двинулись волны цунами. Три якорных каната "Дианы" перепутались, и ее понесло на камни. Моряки чудом спаслись от гибели, однако корабль получил серьезные повреждения. Пришлось подвести под днище пластырь, снять пушки, однако это только ненадолго отсрочило гибель "Дианы" - 7 января 1855 года она затонула при переходе к селению Хеда, где в бухте, защищенной от ветров, адмирал Путятин намеревался отремонтировать свой корабль.
ПОТЕРЯВ "ДИАНУ", русские моряки оказались прикованы к берегу, поскольку из-за политики самоизоляции японцы собственного морского флота не имели. Однако японские власти отнеслись с сочувствием к потерпевшему крушение экипажу. Адмирал и офицеры "Дианы" были размещены в местном храме, а для матросов устроили легкие домики с кухней и баней. Не ожидая нечаянного избавления, моряки решили построить новое судно и на нем вернуться на родину. К сожалению, среди всего экипажа не оказалось ни одного кораблестроителя. Тем не менее и здесь выход был найден: в числе спасенных с фрегата книг нашелся томик "Морского сборника" с описанием шхуны "Опыт" со всеми его, как бы сейчас сказали, техническими данными. Японские власти без обычных проволочек разрешили рубить со склонов горы корабельный лес, охотно выделили в помощь кузнецов, плотников, подсобных рабочих. Как выяснилось позднее, здесь был тайный расчет: японцы решили использовать счастливую возможность не только воочию увидеть, как строится корабль по европейскому образцу, но и подготовить таким образом собственных кораблестроителей.
Моряки с жаром принялись за дело. Работали с рассвета до темна, но никто не роптал. За выполняемыми работами следили два японских чиновника, которые записывали порядок постройки корабля, зарисовывали все изготовленные детали, указывая их русские названия. Записные книжки были также у всех мастеровых. Шхуна, получившая название "Хеда", была построена и спущена на воду за два с половиной месяца.
В это же время продолжались изнурительные дипломатические баталии. Путятин отстаивал каждый пункт договора, убеждая японцев в мирных намерениях России, доказывая справедливость требований русского правительства. Наконец 26 января
(7 февраля) 1855 года договор в Симоде был подписан. Были установлены регулярные русско-японские дипломатические отношения, Россия получала право экстерриториальности и наиболее благоприятствуемой нации. Для русского судоходства были открыты три порта - Симода, Хакодате и Нагасаки, в двух первых разрешалась взаимная торговля, в одном - нахождение русского консула. Во владениях обоих государств русские и японцы должны были пользоваться покровительством, защитой личной безопасности и неприкосновенностью собственности.
Со многими приключениями отважным морякам удалось достичь устья Амура на самодельной шхуне. А в мае следующего года, через пять месяцев, капитан 1 ранга Посьет, за заслуги удостоенный орденом св. Владимира IV степени, вновь направился с миссией в Японию. Ему было поручено отвезти для ратификации первый русско-японский договор, а также передать японцам в дар 52 пушки, снятые с "Дианы", и шхуну "Хеда", которая стала для них тем же, что и ботик Петра I для русского флота.


Комментарии

Добавить комментарий

Увеличить поле Уменьшить поле
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | | Выбор цвета Вставка спойлера Вставка цитаты Вставка исходного кода Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу
Хайд с одним обязательным параметром Хайд с общим обязательным параметром | Скрытый текст
Вставка смайликов



Бесплатный конструктор сайтов - uCoz