Параход-корвет «Америка» - Корабли
Форма входа
Категории изделий

Наш опрос
Ваш лобзиковый станок марки?
Всего ответов: 855
Журнал Woodcraft
Woodcraft
Также советую
  • Статистика
    Онлайн всего: 7
    Гостей: 7
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Корабли » Корабли

    Параход-корвет «Америка»

    Америка

    "Америка": курсом странствий и открытий : С именем этого корабля связано немало важных событий в истории освоения Приморья / Е. Шолох // Конкурент. - 2003. - 23-28 дек. - С. 29.



    “Америка”: курсом странствий и открытий

    Начало летописи российского мореплавания в дальневосточных водах и увековечивания русских названий на морской карте приходится на вторую половину 50-х гг. XIX столетия. Значительный вклад в этом деле принадлежит колесному пароходо-корвету “Америка”. С именем этого корабля связано немало важных событий в истории освоения Приморья.

    В начале славных дел
    Справка “К”. Пароходо-корвет “Америка” был построен в Нью-Йорке в 1856 г. Его водоизмещение составляло 554 т, длина - 50,3 м, ширина - 8,6 м. Мощность паровой машины 140л.с. (при этом имел и парусное вооружение). На борту было установлено восемь орудий. После того, как его купила Россия, “Америка” прибыла на Дальний Восток и была включена в состав Сибирской военной флотилии, базируясь в Николаевске-на-Амуре, в то время главном русском порту на тихоокеанском побережье.
    Уже в первое свое плавание в 1957 г. с дипломатической миссией вице-адмирала графа Е.Путятина, следовавшего в Тяньц-зинь (Китай), экипажу “Америки” удалось открыть для России две весьма удобные бухты, нареченные именами Святой Ольги и Святого Владимира.

    На обратном пути, в июле следующего 1858 г., “Америка”, выполняя наказ Путятина, зашла на разведку в залив Гверин (в другом написании - Герен) - так тогда назывался Амурский залив, который так нарекли ушлые англичане по имени адмирала, командующего англо-французской эскадрой, которая в русско-турецкую войну 1853-1856 гг. блуждала в поисках добычи в здешних водах, выступал на стороне Турции. Кстати, тогда же они назвали именем британской королевы Виктории обнаруженный ими огромный залив, впоследствии нареченный нашими моряками именем Петра Великого. Другой залив был назван в честь императора Наполеона, известный нам теперь как Уссурийский. Босфор Восточный у них значился как “пролив Гамелена”. Волею случая они побывали тогда и в нашем Золотом Роге, присвоив ему название “порт Мей”, по имени старшего штурмана фрегата “Винчестер”.

    ...В Амурском заливе экипаж пароходо-корвета “Америка” обследовал устье впадающей в него реки, известной нам как Суйфун, которая спустя более 100 лет, в начале 70-х гг. ХХ столетия, была переименована в Раздольную.

    Тогда же пароходо-корвет впервые побывал и в Босфоре Восточном, пройдя вдоль западного и северного берегов острова, известного нам нынче как Русский. Кстати, этот самый большой в заливе Петра Великого остров был известен уже китайцам, которые еще в первой половине XVIII в. нанесли его очертания на свои карты. Знали о нем до нас и англо-французы, в первой половине 50-х гг. Х1Х в., обозначившие на картах его южный берег. Но только в 1859 г. была впервые сделана его частичная опись, к чему приложил руку экипаж русского клипера “Стрелок ”, а вслед за ними команда пароходо-корвета “Америка”, на борту которого держал флаг генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Муравьев-Амурский. Он и предложит назвать остров Русским, в честь россиян, исследовавших эти земли. Правда, через несколько лет остров получит новое имя - Казакевича, по фамилии первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала П.Казакевича. Но на протяжении почти 100 последующих лет он будет значиться под двумя именами: и Казакевича, и Русский. И только после 1945 г. он окончательно станет Русским островом.


    В октябре 1858 г. русский пароходо-корвет “Америка” выручает попавшее в беду американское судно “Мелита”, прочно севшее на мель в Амурском лимане у мыса Пронге. В штормовых условиях “Америка” удачно провела спасательную операцию и, стащив с мели “Мелиту”, отбуксировала ее в Николаевск-на-Амуре для ремонта.


    Открытие русскими залива Петра Великого
    Навигация 1859 г. как для пароходо-корвета “Америка” (с августа 1858 г. им стал командовать капитан-лейтенант Александр Арсентьевич Болтин), так и для Приморья оказалась одной из самых удачных и насыщенных знаменательными со бытиями. В середине июня 1859 г., возвращаясь из японского порта Хокодате в южные гавани, отряд русских кораблей “Манджур”, “Японец”, “Воевода” и пароходо-корвет “Америка”, на котором держал флаг и свой штаб генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Муравьев-Амурский - чудесным образом сделали очередное открытие. С борта “Америки” увидели какой-то берег, а когда обогнули мыс, попали в неизвестный до селе огромный залив, который тут же назвали Америкой, по имени флагмана отряда пароходо-корвета “Америка”. На следующий день, 18 июня, была обнаружена весьма удобная бухта, которую по подсказке Н.Муравьева-Амурского нарекли Находкой. “Америка” стала и первым русским кораблем, который встал на якорную стоянку во внутренней гавани залива Посьет. Произошло это вечером 19 июня 1859 г. Так что залив Америка назван вовсе не в честь Соединенных Штатов, как полагают некоторые наши сограждане, а по имени судна, носившего русский флаг.

    Между тем, продолжая плавание, русские мореходы впервые нанесли на карту в те дни и ряд других знаковых для нас названий: залив Петра Великого (при этом определив его границы), Амурский и Уссурийский заливы, залив Стрелок, острова Аскольд, Русский, Путятин, бухты Новик и Воевода, полуостров Муравьева-Амурского, бухту Золотой Рог и на ее берегу - порт Владивосток. Именно так! В июне 1859 г., за год до основания поста Владивосток, на картах было уже обозначено имя нашего города. При этом надо заметить, что никто из команды “Америки” и сам генерал-губернатор на берег, где в будущем будет строиться Владивосток, не сходил, а лишь созерцали его из Золотого Рога.

    Это уточнение - для тех, кто наслушался баек, повествующих о том, как генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Муравьев-Амурский наносил исторический визит во Владивосток, а посему, дескать, и полуостров, где расположен Владивосток, носит его имя. Враки это! Никогда граф не был во Владивостоке. Только посмертно, когда его прах доставили из Парижа и в 1991 г. перезахоронили у нас в городе.

    По поводу выбранного им места под военный пост на берегу Золотого Рога Н.Муравьев-Амурский в своем рапорте 4 октября 1860 г. констатировал, что “по своему географическому положению Владивосток должен стать главной базой в южном Приморье, а побережье залива Петра Великого и прилегающие к нему земли могут послужить местом для заселения переселенцев”.

    Вместе с тем необходимо отметить, что строительство военных постов в южных гаванях, и как можно быстрее, диктовалось тогда в первую очередь по военно-политическим соображениям, так как существовала опасность захвата побережья англо-французским морским десантом. И это прекрасно понимал генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Муравьев-Амурский, предпринимая огромные усилия, чтобы предотвратить это.

    Кстати. Любопытный факт относительно заселения новых русских земель. Как известно, русские первопроходцы, прежде чем застолбиться в южном Приморье, осваивали Приамурье. К этому времени и относятся нижеследующие события. Дабы заселить низовья Амура, генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Муравьев (тогда еще без приставки “Амурский”), пошел на следующий шаг. Он предложил и получил добро заселять новые земли каторжными уголовными преступниками, около тысячи из которых для этой цели освободили от дальнейшего срока, давая шанс начать новую, с чистого листа жизнь, превратив их в вольных поселенцев. Но в дикой глухомани. Однако уголовники затребовали себе в попутчицы женщин, дескать, жениться хотим, какая может быть без баб житуха?

    После раздумий, понимая, что мало найдется сумасшедших особ женского пола добровольно ехать в дикие места, генерал-губернатор нашел выход: на свободу выпустили и женщин, мотавших каторжные сроки. И предложил каждому из уголовников выбрать себе жонку. Но как их венчать, официально переженить эту шайку-лейку, коль под рукой нет священника? Не мудрствуя лукаво, генерал-губернатор Н.Муравьев, построив всех попарно самолично, и скрепил их союз: “Венчаю вас, детушки. Будьте ласковы друг с другом. Мужья, не обижайте жен и живите счастливо!”. Впоследствии епископ Иннокентий, а куда уже было деваться (?!), счел эти “брачные союзы” и детей, от них наплодившихся, вполне законными.

    По итогам плавания 1859 г., которое стало поистине историческим и весьма значимым для Приморья, была составлена и выпущена в свет первая карта залива Петра Великого. В примечании к ней было сказано: “Осмотр берегов залива Америка и гавани Находка произведен пароходо-корветом “Америка” в 1859 г. (...) Берега от мыса Майделя до залива Посьета сняты с английской карты с теми дополнениями и исправлениями, которые произведены пароходо-корветом “Америка” в 1859 г. ”.

    Спору нет, существенный вклад в деле исследования дальневосточных берегов и морей внесли и другие корабли и суда Российского флота. Их имена золотом вписаны в нашу историю. Но сегодня наш рассказ только об одном из них, носившем название чужеземного континента и ярко отметившемся под русским флагом у берегов Приморья.

    Нынче в ряде случаев просто невозможно точно сказать, кто и когда дал название той или иной бухте, заливу, острову. Но известно, что многим из них были присвоены имена по инициативе или с одобрения Н.Муравьева-Амурского.


    Будни моряков-первопроходцев
    В навигацию 1860 г. пароходо-корвет “Америка” впервые посещает Владивосток, который годом раньше с его борта на метил здесь строить генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Муравьев-Амурский. Нынче на борту судна находился военный губернатор Приморской области контр-адмирал П.Казакевич. Он ознакомился с ходом строительства поста солдатами под командой прапорщика Н.Комарова, высадившихся здесь с транспорта “Манджур” за 11 дней до прихода в Золотой Рог “Америки”. Сходив после этого по казенной надобности в Японию, где пароходо-корвет с дипломатическими миссиями уже неоднократно бывал, он вернулся в Николаевск-на-Амуре.

    Дальнейшая служба корабля проходила буднично. “Америка” доставляла в строящиеся военные посты солдат и различные грузы, участвовала в гидрографических работах, при необходимости, выполняла роль корабля связи. Кстати, с середины 60-х гг. на пароходе-корвете “Америка” набирался морского опыта будущий известный ученый-исследователь и флотоводец, а тогда еще совсем юный Степан Макаров.

    Случалось, попадал пароходо-корвет и в передряги, во время одной из которых он только чудом не погиб. Случилось это в марте 1865 г. на Амуре. При взломе льда натиском воды судно сорвало с якорей и вместе с льдинами понесло по реке. Спасение пришло лишь спустя пять часов в виде отмели, на которую его выбросило.


    Как “Америка” сдалась озорнику-хулигану
    Увы, был и такой факт в ее биографии, который в современной историографии не значится. Опозорил доброе имя трудяги пароходо-корвета ее новой капитан Вешняков. А произошло следующее.

    Послужив верой и правдой немало лет во благо Отечества, с июля 1876 г. постаревшую “Америку” перевели в разряд брандвахтенного судна Владивостокского порта. Попутно ее стали использовать для морских прогулок праздной публики в окрестностях Владивостока и о. Русский. В один из таких “круизов” летом 1877 г. и приключился конфуз. Из похода в базу возвращалась канонерская винтовая лодка “Горностай”, которой командовал большой озорник и шутник капитан-лейтенант В.Терентьев (впоследствии агент Добровольного флота во Владивостоке, о котором мы уже рассказывали. - Прим.авт.). Увидев в тумане и опознав по силуэту пароходо-корвет “Америка” у острова Русский, Терентьев велел произвести над ней выстрел из носового орудия. Шутки ради. Перепуганный насмерть капитан “Америки” Вешняков, полагая, что попался на прицел какому-то супостату, велел немедленно спустить флаг, что и было тут же исполнено. Так Вешняков, даже не пытаясь разобраться в ситуации и без всяких раздумий, сходу “сдал” корабль на милость победителя. Командир “Горностая” радовался такому исходу шутки как малое дитя. Понятно, что Вешняков обозлился за конфуз и затаил на озорника обиду. При случае он пожаловался на Терентьева командиру порта, благо племянница последнего, отдыхавшая на “Америке”, пострадала при этом инциденте: услышав грохот выстрела, испуганная барышня упала в обморок и ее едва привели в чувство. Терентьева отругали за такие проказы, а дело о спуске флага над “Америкой” тихо замяли. Зачем заострять внимание на неприятном, позорном факте и трубить о нем на весь белый свет?

    24 декабря 1883 г. пароходо-корвет “Америка” был исключен из списков русского флота. По старости.

    И последний штрих. Находясь в отставке и проживая в Одессе, бывший командир парохода-корвета “Америка” капитан 1-го ранга Александр Арсентьевич Болтин (командовал судном с 1858 по 1867 г.), оставшийся неравнодушным к своему кораблю и Дальнему Востоку, на старости лет написал и подарил в 1899 г. Владивостоку картину “Пароходо-корвет “Америка”, которая была с благодарностью принята “отцами” города.

    Категория: Корабли | Добавил: xBOINGx (18.04.2014)
    Просмотров: 400 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Помощ в развитии

    Понравился сайт?
    Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму на один из кошельков:
    Z362885406241
    R362083164409
    U120255247698
    Like the site?
    Contribute to its development by donating any amount to one of the purse.
    Случайные фото
    Журнал CreativeWoodworks
    Perfect world
    Парусные корабли мира
  • Корабли из фанеры 1 ст.
  • Корабли из фанеры 2 ст.
  • Корабли из фанеры 3 ст.

  • Журнал Anatomy of the Ship
    Anatomy of the Ship


    ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА
    Perfect world
    Пилочки для лобзика по Украине.
    Perfect world