Корабль «Пандора» – mir-izdeliy.at.ua

Корабль «Пандора»

«Пандора»

Книга из серии Anatomy of the ship

 

Корабль Ее Величества Пандора известен как судно, посланное на захват Кристиана Флетчера и других бунтовщиков с Баунти. После ареста большинства из них в Таити, потратив четыре неудачных месяца в Южной части Тихого океана, капитан Эдвард Эдвардс принял решение прекратить дальнейшую погоню и возвращаться в Англию. При попытке обнаружить новый, более короткий проход через пролив Кука, Пандора потерпела крушение на Большом Барьерном Рифе 29 августа 1791 года. Тридцать один член команды и четыре бунтовщика утонули вместе с судном. Эдвардс, с девяносто восемью уцелевшими членами команды прошли на четырех лодках 1200 морских миль до поселения Dutch Coupang на Тиморе и, в конечном счете, направились в Batavia (современная Джакарта). Оттуда оставшиеся в живых начали переход в Англию. Военный трибунал над оставшимися десятью мятежниками постановил повесить трех из них на реях фок-мачты HMS Brunswick. Судьба Кристиана и других не пойманных бунтовщиков, искавших убежище на далеком острове Pitcairn, была неизвестна до 1808 года. Но к тому времени почти никого из них не осталось в живых.

Затопленная Пандора была обнаружена ныряльщиками в 1977 году и с тех пор Музей Квинсленда в Брисбане, Австралия, провел девять сезонов подводных раскопок на месте гибели корабля. Археологи предполагают, что примерно одна треть неповрежденного корпуса остается под морским дном. До настоящего времени исследовано приблизительно 30 процентов останков корабля. Некоторая информация, включенная в эту книгу, может быть уточнена только после полного изучения останков корабля. Остается надеяться, что будут найдены средства на новые экспедиции и раскопки будут продолжены. Наиболее вероятно, что останки Пандоры, в конечном счете, откроют массу новых деталей, объясняющих принципы строительства кораблей Королевского военно-морского флота того периода и самого корабля, который сыграл важную роль в одной из величайших морских историй.



Предпосылки создания Пандоры
Американская война за независимость, начавшаяся в 1776 году как восстание нескольких разочаровавшихся поселенцев, стала глобальным военным конфликтом вскоре после вступления в нее Франции, Испании и Дании на стороне мятежников. Англия столкнулась с необходимостью переброски войск на отдаленные враждебные территории, чтобы сохранить их за собой. На противодействии этим переброскам и сконцентрировались американцы и их союзники. Поселенцы не имели своего военно-морского флота, но у них был флот нескольких сот торговцев. Он и ударил по Английским конвоям. Этот флот нападал на фланги тяжеловесных транспортных и сопровождающих судов, пересекающих Северную Атлантику. Для нейтрализации такой тактики боя Англии пришлось повысить уровень защиты своих конвоев. Для этого Королевскому военно-морскому флоту требовалось больше скоростных фрегатов.



Проектирование и постройка
Во второй половине восемнадцатого столетия математическая теория впервые начала оказывать серьезное влияние на проектирование кораблей. Европейцы Euler, Bernouilli и Borda экспериментировали с сопротивлением жидкостей и плавучих тел, что сделало возможным улучшения форм корпуса. Книги, такие как, Architectura Navalis Mercatoria Чапмана (1768) и Examen Maritimo Teorico Practica (1771) являются доказательством того, что наука начала влиять на судостроителей. Во Франции, где использование новых знаний было плодотворным, но не всегда успешным, в 1765 году был создан новый класс военных - военно-морских инженеров. В Англии разрыв между теорией и практикой, между открытиями математиков и приверженностью к традиционной практике судостроителей оставался значительно глубже. За исключением Treatise on Shipbuilding and Navigation, опубликованной в 1754 году, в Англии в течение этого периода не было написано ни одной книги научного характера по проектированию кораблей.

Основной проблемой английских кораблей было то, что они были слишком маленькими. Стесненные большим количеством орудий, они не всегда обладали такими же хорошими ходовыми качествами, как их французские аналоги.

В 1776 Сэр Джон Вильямс, старший судовой эксперт и старший разработчик кораблей военно-морского флота, разработал, как он считал, идеальный для новых условий 24-х пушечный фрегат. Несмотря на доверие, оказываемое Вильямсу, его проекты с новой формой корпуса никогда не были успешными, требовали много переделок в балансировке и такелаже и претерпевали целый ряд модификаций в течение последующих лет. Новый проект Вильямса первоначально воплотился в HMS Porcupine. Так был основан класс Porcupine. По чертежам данного класса с незначительными изменениями в середине войны были построены Пандора и некоторые другие фрегаты.

Пандора была заложена на частной верфи Adams, Barnard и Dudman в Grove Street Deptford 2 марта 1778 года. Корабль был спущен на воду через четырнадцать с половиной месяцев, 17 мая 1779 года. 29 октября 1776 года Адмиралтейство определило, что строительство всех кораблей, строящихся на частных верфях, должно быть ускорено без ожидания сезона заготовки древесины – обычной практики мирного времени. Первое путешествие Пандора совершила в Channel Service в 1779 году во время угрозы вторжения объединенных флотов Франции и Испании. Позже она была использована в качестве охраны конвоев между Англией и Квебеком и, в конечном счете, как одиночный крейсер у берегов Северной Америки, где она захватила несколько мятежных каперов.

В конце войны Пандора был разукомплектована и помещена на стоянку в Chatham на семь лет. Приказ вернуть ее на службу поступил 30 июня 1790 года, когда появилась угроза войны между Англией и Испанией из-за разногласий по Nootka. Тем не менее, где-то между 6 и 10 августа 1790 года, через пять месяцев после известия о мятеже на Баунти, Первый Лорд Адмиралтейства, Earl Chatham II-й, решил послать ее на поиски бунтовщиков. При подготовке к этому путешествию Пандора подверглась перестройке и получила дополнительное оборудование.

В книге “Анатомия корабля” сделана попытка, даже при отсутствии достаточной информации, проиллюстрировать детали судна, установленные в 1790 году, во время его тихоокеанского путешествия. Иногда, в интересах иллюстрирования деталей, 24-х пушечного фрегата 6-го ранга класса Porcupine конца восемнадцатого столетия, игнорировались некоторые документированные изменения, влекущие удаление элементов конструкции.

Проекты военных кораблей Сэра Джона Вильямса были сомнительными с точки зрения их устойчивости, но никаких официальных сообщений о качестве Пандоры в записях Адмиралтейства не обнаружено. Ее осадка, по проекту, была 14 футов 7 дюймов носом и 15 футов 4 дюймов кормой. Балласт должен был составлять 350 свиней(?) или 50 тонн железа и 80 тонн дранки. Тем не менее, во время перехода вниз по Темзе из Deptford в июле 1779 года, осадка составила 15 футов 6 дюймов носом и 15 футов 3 дюймов кормой. После чего, согласно корабельному журналу, на борт были приняты дополнительные 20 тонн балласта. После этого осадка составила 14 футов 11 дюймов носом и 15 футов 6дюймов кормой.

Большинству капитанов давно было понято, что английские военные корабли были слишком малы для того количества вооружения, которое они несли на борту. Тем не менее, хотя они были меньше, чем их вражеские аналоги по рангу, они были более надежно сконструированы. Общепринятая английская тактика боя была жестко основана на боевой линии. После обстрела неприятеля серией залпов c близкого расстояния, требовалось подойти к нему вплотную и продолжить обстрел, чтобы повредить корпус противника, одновременно матросы должны были вести огонь из ручного оружия. Корабли строились, чтобы соответствовать такой тактике боя. Как следствие, в 1779 году в Королевском ВМФ появились и стали использоваться легкие, короткоствольные карронады. Традиционный враг Англии - Франция имела тенденцию к строительству больших, но более легких кораблей. Их общая стратегия заключалась в бою на расстоянии, с использованием орудий более мелкого калибра. Длинноствольные орудия выводили из строя англичан, уничтожая их такелаж и команду на палубах. Обе тактики отражали преобладающие направления в военно-морской архитектуре соответствующих стран.

К 1779 году из-за своего возраста и немощи Вильямс перестал разрабатывать корабли. И к 1782 году 24-х пушечные фрегаты стали строиться длиннее на 5 футов и 9 дюймов по нижней палубе, что повысило их тоннаж на 7,7 процентов. Это не только дало больше места на палубах для пушек, но и создавало более длинную опору, противодействующую высокому центру тяжести, созданному дополнительным весом карронад на баке и на юте. Кроме того, это компенсировало опрокидывающие силы повышенной парусности и высоких и тяжелых мачт, которые появились одновременно с новой формой корпуса (Королевский фок и грот брамсель, узаконенные Navy Board Standing Order 494 от 12 июня 1787 года).



Конструкция корпуса
В качестве основы для чертежей корпуса использовались следующее адмиралтейские чертежи из National Maritime Museum, Greenwich:

Porcupine: план, обводы корпуса
Porcupine и Pelican: внутренний план
Porcupine и Pelican: трюмы
Porcupine и Pelican: квартердек, бак, и планы конструкции опердека
Crocodile: внутренний и внешний план, обводы корпуса
Syren и Pandora: план конструкции нижней палубы (включая размещение на корме кают)
Eurydice: каркас
Eurydice: внутренний и внешний план, обводы корпуса
Thisbe (28-пушечный): внешняя обшивка корпуса
Неоценимой помощью для конструктивных деталей стала спецификация 24-х пушечного судна 1782 года. Хотя спецификация говорит о немного более длинной нижней палубе (5 футов 9 дюймов) и увеличенной ширине на 5 дюймов, глубина трюма остается той же. Почти в каждом втором случае спецификация отражает детали Пандоры, которая была построена на пять лет раньше.



Медная обшивка
Несомненно, одним из наиболее важных новшеств, введенных ВМФ в тот период, стала обшивка корпуса медными листами. Первоначально введенная для борьбы с древоточцем, данная технология проявила и другие преимущества. Медь оказалась не только физическим барьером против древоточца, но и токсином для них и других морских организмов. Она задерживала рост сорняка и прилипал на корабельном днище. Наросты на днище могли уменьшить скорость корабля на треть и используемые до этого технологии не решали данную проблему. Следовательно, покрытые медью корабли, имеющие чистое днище, имели скоростное преимущество. Другие преимущества были стратегическими и экономическими: корабли англичан могли оставаться в море более длительные периоды, так как необходимость частой очистки днища была резко снижена; противодействие атакам древоточцев означало увеличение срока службы кораблей на несколько лет. Кроме того, соперникам Англии был сложно повторить данную технологию, так как у них не было аналогичных источников меди.

Непонимание принципов электролиза являлось одной из проблем при введении медной обшивки. Морская вода, действующая как электролит, является проводником для естественно происходящем электролитическим обменом ионов между разнородными металлами медных листов и железных креплений корабельного корпуса. В результате железные крепления, сделанные из менее “благородных” металлов, полностью истощалось, ослабевая всю конструкцию. Это явление явилось причиной потери нескольких кораблей англичан.

Для борьбы с данным явлением сначала попытались изолировать металлы друг от друга тяжелой бумагой, дегтем и другими концентратами. Но в конце-концов стали заменять железные крепления на медные. По приказу Navy Board от 8 января 1777 года Пандора стала одним из восьми новых фрегатов, на которых проводился эксперимент с медными болтами. Тем не менее, отсутствие уверенности в прочности меди задержало их общее введение. Спецификация 1782 года призывала использовать медные болты только при необходимости. При этом говорилось, что они должны быть в диаметре на одну шестнадцатую дюйма больше, чем ранее используемые железные.

В течение 1783 года командование ВМФ не смогло решить описанных проблем и не позволяло обшивать медью большие линейные корабли. Более того, оно собиралось и вовсе отказаться от данной технологии. Крупные поставщики, видя угрозу их выгодным контрактам, поторопились самостоятельно найти решение. В конце 1783 года был разработан закаленный медный болт независимо William Forbes, самым крупным контрагентом ВМФ по меди, и Westwood и Collins, оплаченными Thomas Williams. Вильямс держал монополию по основным медным шахтам Англии. В результате разработки командование ВМФ провело удовлетворительные испытания, и в августе 1786 года последовал заказ обшить большие корабли медью “так быстро, как могут справиться доки”. Steel (1803) проиллюстрировал машины, которые были разработаны для удаления старых железных болтов из существующих кораблей для замены их на медные.

При обшивке использовались три типа медных листов: 32, 28, и 22 унции на квадратный фут. Самыми тяжелыми из них обшивались критические области корпуса, где было обнаружено усиленное трение воды, за счет которого обшивка сильно изнашивалась. Листы имели размер 4 фута на 1 фут 2 дюйма (120х35см) и перекрывались соседними на ¾ дюйма. Передняя плоскость руля между петлями, задняя плоскость ахтерштевня между петлями и передняя плоскость форштевня были покрыты листовым свинцом.

Основной киль обшивался медью прежде, чем закреплялся фальшкиль. В качестве дополнительной защиты между ними устанавливался свинцовый лист.
На начальном периоде обшивку заканчивали приблизительно на 12 дюймов ниже ватерлинии. Выше корпус обшивали досками из вяза, покрывали их дегтем. Однако уже в 1783 году медную обшивку стали заканчивать на 16 дюймов выше ватерлинии. Пандора была заново обшита в 1789 году, при этом медь была положена на один пояс выше прежнего и, в соответствии с положением 1783 года, медь была установлена под рулевыми петлями, что, очевидно, ранее не практиковалось.

Поверх медной обшивки на обеих сторонах форштевня и ахтерштевня были прибиты маркеры загрузки. Эти были римские цифры высотой шесть дюймов, вырезанными из свинцового листа. Нижняя граница цифры находилась на отметке фута. Верхний край цифры показывал отметку в полфута.



Вооружение
Первоначально Пандора была вооружена в соответствии с Положением Королевских ВМФ от 1743 года, которое предусматривало оснащать 24-х пушечный корабль шестого ранга 22-мя девятифунтовыми пушками на лафетах в качестве основной батареи и 2-мя трехфунтовыми пушками на лафетах на юте. Следующим по калибру оружием были 12 портативных полуфунтовых фальконетов на вертлюгах, которые могли легко перемещаться с места на место. Но они считались стрелковым оружием и не засчитывались в ранг корабля. Введение карронад через год после спуска на воду Пандоры создало одну из частых аномалий в Адмиралтействе. Новые пушки не считались частью корабельного вооружения, влияющего на его ранг, который в свою очередь, непосредственно был связан с количеством команды на судне определенного ранга, на который выделялось определенное количество пищи и различных запасов.

Вскоре после введения карронад в 1779 году стали поступать жалобы, что сильная отдача очень коротких, большого калибра, легких и установленных на лафеты орудий делает их трудными в управлении. Отдача заставляла орудия стрелять непредсказуемым образом. Также, их исключительно короткие стволы увеличивали вероятность поджога расположенных рядом убранных гамаков. Для решения этих проблем для карронад были сделаны винты скольжения и произведены некоторые другие изменения.

Записи Адмиралтейства сообщают нам, что Пандора была снаряжена 20-ю шестифунтовыми пушками на лафетах в качестве основной батареи и 4-мя восемнадцатифунтовыми корронадами на юте во время ее перевооружения в Blackstrakes в октябре 1790 года. Тем не менее нет ссылок, какую из моделей карронад она получила. Вслед за первой публикацией этой книги в 1992 году была восстановлена карронада с места гибели Пандоры. Удивительно, но это - самая ранняя модель “Old Pattern” с калибром 2 фута 4 дюйма (701 см), без расширения жерла и без винта изменения угла стрельбы. Эта модель была впервые протестирована и одобрена Board Ordnance в 1780 году. У нее есть приваренная рукоятка для балансировки пушки на ее цапфах, облегчающая усилия при наводке.

Эти детали и другие соображения привели к выводу, что карронады Пандоры были установлены на лафеты.

Почему использовались устаревшие модели пушек, когда были доступны новые модели с винтом изменения угла стрельбы? В этом уравнении необходимо учесть множество факторов. Капитан Эдвардс имел опыт транспортировки мятежников на своем фрегате Narcissus во время Американской войны за независимость в 1782 году и знал о трудностях содержания большого количества заключенных. Он изучал вопросы материально-техническое снабжения своей предполагаемой миссии и знал, что его судно будет переполнено людьми и перегружено оборудованием и запасами пищи. Приказы, отданные ему, оговаривали гарантии здоровья заключенных после захвата для успешной доставки их на суд в Англии. Суд должен был стать показательным процессом для всего флота. Чтобы выполнить эту цель, капитан предполагал необходимость строительства клетки на корабельном юте (“Ящик Пандоры”) и запас достаточное количество материала для данного строительства. После установки клетки карронады, установленные на ее месте, должны были сместиться. При перемещении карронад на станинах они становились фактически бесполезными, так как крепились на постоянной основе к своему месту с помощью штыря в передней части станины. Карронады на лафетах с колесами, весившие вполовину от 6-фунтовых пушек, могли перемещаться везде. Они могли быть установлены на корабельном баркасе или взяты на берег в случае сопротивления бунтовщиков. Они могли быть также нацелены на клетку с заключенными, чтобы уберечься от попыток их восстания.

Одна длинноствольная 6-фунтовая пушка с места затопления была восстановлена. Ее размер составляет 6 футов 6 дюймов от жерла до обратной стороны казенной части. Ее вес маркирован как 18 центнеров, 0 четвертей, и 19 фунтов (2035 фунтов). Это согласуется с таблицей 1782 года, которая дает расчетный вес 18 центнеров, 0 четвертей, 0 фунтов. Левая цапфа содержит маркировку “WCo”, определяющую литейщика как Samuel Walker & Company. Правая цапфа помечена цифрой 20. Контракт между Ordnance Board и Walker от 1786 года оговаривал, что литейщик обязан отмечать партию метала, из которого отливались орудия и помечать номер отлитого орудия из партии, после чего передавать составленный список с описанием партии, количества поставленных из нее орудий, сделанные маркировки на орудиях и т.д.

Экспедициями были восстановлены один целый и один разбитый полуфунтовые фальконеты. Фальконеты имели железную приваренную рукоять, бугель вокруг цапф и рукоятки для прицеливания. Маркировка на целом фальконете включает широкую стрелку, затертое обозначение веса и буквы ‘B’ и ‘S'. Буквы, очевидно, указывают на Bowling Ironworks, который работал в Bradford Sturgess and Company. Маркировки различимые на разбитом образце - широкая стрелка, вес 1 центнер, 1 четверть и 20 фунтов. Таблица 1782 года устанавливает расчетный вес в 1 центнер, 1 четверть и 25 фунтов.



Помпы
Самая низкая часть корабельного трюма теоретически была около грот-мачты. Поэтому вокруг этой мачты размещались четыре основных корабельных помпы, которые ниже основной палубы были закрыты стенками. Две из них были цепные помпы, управляемые рукоятками, другие две были стандартными, рычажного типа.

Во время ремонта Пандоры в 1790 году стандартные помпы были заменены на тип, запатентованный в 1789 году, содержащий устройство, преобразующее вращательное движение в прямолинейное. Так же был заменен главный механизм названый 'Taylor's Brake' и новые маятниковые клапаны в бронзовой камере. До настоящего времени шесть основных бронзовых частей помпы восстановлены от повреждений. Наши чертежи основаны на них, патентной спецификации и чертежах, опубликованных в 1791 году.



Украшения
Относительно носовой фигуры Пандоры и других ее декоративных украшений ничего неизвестно. Но, зная, что в те времена на английских военных кораблях уменьшалось количество резных украшений, мы предпочли подойти к украшениям на наших чертежах консервативно. Предположительное изображение носовой фигуры основано на стиле, который Генри Адамс обычно использовал на суднах, построенных им в Bucklers Hard в тот же период. В то время только некоторые носовые фигуры были позолоченными, а большинство было покрашено в натуральные цвета.

Из корабельного журнала известно, что корпус был черным на вельсах и ниже вплоть до медной обшивки. Черная краска была смесью дегтя и других компонентов, которые обычно наносились в горячем состоянии и считалась защитным покрытием, а не украшением.

В какой цвет была покрашена Пандора выше черного, неизвестно. Согласно корабельному журналу она была покрашена в “oker” (вероятно желтая охра, которая обычно использовалась). Положение 1780 года допускало окраску судна желтой или черной краской, хотя капитаны могли окрашивать свои суда в любой цвет. Список красок, выпущенный ВМФ для боцманов и плотников в апреле 1778 года, содержал желтый, белый, и красный “oker”. Реи и топы мачт были черными, низ мачт полированным, и конечно, ее стоячий такелаж, покрытый стокгольмским дегтем, был черным.

ВМФ разрешал белить внутренние корабельные помещения, предположительно, для отражения большего количества света на темных нижних палубах. Предположительно традиционный темный красный цвет мог использоваться внутри юта, бака и шкафута, где было естественное освещение.



Корабельные шлюпки
К тихоокеанскому путешествию катера Пандоры были заменены ялами. Из журнала и рисунков, сделанных помощником капитана Джорджем Рейнолдсом, можно определить оснастку и цвета четырех из корабельных лодок. Ялик был потерян во время путешествия и не был проиллюстрирован Рейнолдсом. Нужно заметить, что мачты лодок, остальной рангоут и рули окрашивались аналогично судну, к которому они принадлежали. Несомненно, что и другое оборудование было окрашено аналогично.

Шлюпочное вооружение Пандоры было следующим:

Баркас (Launch): длина 24 фута, ширина 7 футов 10 дюймов, глубина 3 фута 3 дюйма, количество весел 6, количество мачт 2.
Пинас (Pinnace): длина 28 фута, ширина 7 футов 0 дюймов, глубина 3 фута 0 дюйма, количество весел 8, количество мачт 2.
Ял (Yawls) (2 штуки): длина 22 фута, ширина 6 футов 9 дюймов, глубина 2 фута 10 дюйма, количество весел 6, количество мачт 2.
Ялик (Jolly boat): длина 18 фута, ширина 6 футов 6 дюймов, глубина 2 фута 3 дюйма, количество весел 4, количество мачт 1.
Баркас был рабочей лошадью, использовался для общего назначения и имел балку и лебедку для сброса якоря.

Во время путешествия на Тимор после крушения, оставшиеся в живых поставили временное дополнение к топселю грот-мачты баркаса, чтобы он не отставал от других. Для защиты от волн они также поставили по сторонам четырех лодок парусину, закрепив ее досками от решеток с днища лодок.

Цветные схемы лодок были следующие:

Баркас: корпус - желтая охра. Вельсы и выше – черные, транец и руль - черные. Мачты и остальной рангоут - желтая охра.
Пинас: корпус - белый. Вельсы - черные. Выше вельсов, транец, руль, мачты и остальной рангоут - темно красные.
Ялы: корпус - белый. Вельсы - черные. Выше вельсов, транец, руль, мачты и остальной рангоут – один красный, другой синий.
Ялик: Неизвестно, но, вероятно, белый с черной полосой.
Якоря и канаты
Пандора была оборудована следующими якорями:

Становой якорь (bower anchor) – 4 штуки весом по 29 центнеров
Стоп-анкер (stream anchor) – 1 штука весом 7 центнеров
Верп (kedge anchor) – 1 штука весом 3 центнера
Во время Американской войны за независимость было обнаружено, что подъем якорей вызывает разрушение медной обшивки. В качестве частичного решения концы деревянных якорных штоков стали закруглять.

Пандора была оборудована следующими якорными канатами:

Бухтовый – 6 штук с длиной окружности по 14,5 дюймов
Плехтовый – 1 штука с длиной окружности 7,5 дюймов
Перлини (малые якорные канаты):
2 штуки с длиной окружности по 5 дюймов
1 штука с длиной окружности 4 дюйма
1 штука с длиной окружности 3 дюйма
Кабельтов, как мера расстояния на море, равняется одной десятой морской мили или 607,56 футов. Но при изготовлении канатов их длина могла изменяться от 100 до 115 морских саженей, морская сажень составляла 6 футов (Кабельтов и канат в английском написании – cable, поэтому объясняется различие в длине). Длина перлиней в среднем составляла 120 морских саженей.



“Ящик Пандоры”
Джеймс Моррисон, один из мятежников с Баунти, описал камеру, которая была построена на юте Пандоры в Таити для размещения четырнадцати захваченных бунтовщиков. Из этого описания могут быть выведены основные размеры камеры.

Внутри камеры мятежники были закованы в кандалы и наручники. Кандалы представляли из себя длинные железные прутья, запирающиеся все сразу на единственный замок. Наручники не были заблокированы, но установлены постоянно. Две деревянных ванны в камере использовались как отхожие места.



Корабельные весла
Список запасов боцмана от 1772 года допускает наличие двух длинных весел для 24-пушечного фрегата и в доверенности от 13 февраля 1772 года упоминается, что при желании капитана обычных весел может быть столько, сколько на судне было весельных портов. Журнал Пандоры периода Американской войны дважды упоминает использование длинных корабельных весел. Тем не менее, ссылок про обычные весла нет. Баунти потеряла свои длинные весла в тяжелых морских условиях вскоре после ее выхода из Англии в 1787 году. Предполагается, что, по крайней мере, длинные весла все еще считались полезным оборудованием на небольших кораблях ВМФ этого времени. Длинные весла обычно применялись для помощи гребцам в лодках, когда судно буксировалось в тихую погоду, или же они могли быть использованы из кормовых портов для маневрирования.



Рулевая система
Рулевая система Полларда была протестирована ВМФ в 1771 году и в целом принята к 1775. Так как румпель изнашивался в гнезде руля, его можно было затянуть длинными болтами с любой стороны. Это зачастую означало, что положение салазок (gooseneck) в передней части румпеля необходимо было скорректировать так, чтобы они корректно располагались на изогнутом рельсе (the sweep plate). Это достигалось ослаблением хомутов с обеих сторон салазок. Салазки имели небольшую медную пластину, которая перемещалась по изогнутому рельсу. Один источник предполагает, что это должно было уберечь от искрения. Но искры не были большой проблемой в офицерской кают-компании. Более логично предположить, что это требовалось для уменьшения износа рельса, который труднее и дороже заменять и для уменьшения непрерывного шума от трения железа рядом с офицерскими каютами. Небольшая медная пластина не требовала такую частую смазку, легко заменялась и запасные пластины не занимали много места. Два рыма, размещенные на салазках, могли быть использованы для экстренного управления рулем в случае повреждения рулевой системы на юте.

Трос румпеля, который перемещался в роликах из железного дерева, вращавшихся на бронзовых штырьках и расположенных в углублениях около переднего края направляющего рельса, мог быть натянут талями с любой стороны румпеля. Трос румпеля был накручен с нечетным количеством оборотов вокруг барабана руля, и центральная петля была прибита к барабану. Верхняя спица рулевого колеса при нулевом положении руля была помечена для того, чтобы рулевой имел представление о положении руля.



Мачты, реи и такелаж
Основные измерения мачт и реев взяты из приказа коллегии ВМФ того времени и дополнены информацией от Steel и Lees. По общему порядку 1787 года Пандора несла роял-брамсель на фок и грот-мачте. Также она несла полный комплект лиселей. Интересно, что спецификация 1782 года все еще ссылалась на 'Driver Boom Irons'. Это были железные кольца ниже ограждения на корме, через которые вывешивали выстрелы для ранней формы драйверных парусов. Данная технология во время строительства Пандоры уже не использовалась, однако все еще учитывалась, возможно, потому что клерки переписывали стандартные разделы из более старых спецификаций.

Во время Американской войны больше ценились цельные мачты, однако использовались и составные. Во время службы Пандоры ее мачты менялись несколько раз, и их конструкция зависела от текущих поставщиков. Раскопки на месте гибели обнаружили остаток бизань-мачты, который оказался цельным. Древесина, скорее всего, была импортирована из Риги. Наемный такелажник Solomon Huffram был нанят для оснащения Пандоры для тихоокеанского путешествия. Его команда состояла из приблизительно семидесяти пяти такелажников и двадцати пяти чернорабочих. Полное оснащение судна занимало восемь дней. Требовалось двадцать четыре мастеров парусного дела и шесть слуг для изготовления парусов для судна.



Неточности в чертежах
Противоречия в деталях между официальными адмиралтейскими документами, современными моделями и расчетами авторитетных специалистов поставили нас в затруднительное положение в части определенных деталей оборудования Пандоры.

Известно, что капитан Эдвартс имел разрешение на оборудование Пандоры по собственному желанию, как от Адмиралтейства, так и от командования ВМФ. В связи с этим можно допустить, что корабельное оборудование во время последнего путешествия Пандоры было самым современным из доступного в середине 1790-х годов и наиболее пригодным для поставленной задачи.

Поэтому там, где стоял выбор между ранними, поздними, или другими типами оборудования, авторы склонялись к наиболее современному типу. Дальнейшие раскопки места гибели Пандоры докажут или опровергнут данные предположения.


Комментарии

Добавить комментарий

Увеличить поле Уменьшить поле
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | | Выбор цвета Вставка спойлера Вставка цитаты Вставка исходного кода Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу
Хайд с одним обязательным параметром Хайд с общим обязательным параметром | Скрытый текст
Вставка смайликов



Бесплатный конструктор сайтов - uCoz