Клипер «Опричник» - Корабли
Форма входа
Категории изделий

Наш опрос
Ваш лобзиковый станок марки?
Всего ответов: 855
Журнал Woodcraft
Woodcraft
Также советую
  • Статистика
    Онлайн всего: 14
    Гостей: 14
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Корабли » Корабли

    Клипер «Опричник»

    «Опричник»

    Россия, 1856 год

    150 лет тому назад наша Родина находилась в тяжелой ситуации. Причиной были неудачи в Крымской войне. Сражались герои Севастополя, сражались на Тихом океане, на Балтике, на Белом море. Всюду приходилось отражать атаки наглого и сильного врага. Вся страна мыслила об отмщении. Одним из тех кто хотел и мог помочь Отечеству оказался Иван Алексеевич Шестаков. деятельный и образованный офицер флота стал личным порученцем Генерал — Адмирала Константина Николаевича. «Вместо обороны я предлагал нападение в уверенности, что утомленный инерцией сил наших кипучий начальник примет идею с радостью. Появление наших крейсеров в океане, тогда как неприятель запирал нас в наших портах, было бы самым удачным сопротивлением неравной силе. Я предлагал приступить тотчас к постройке в Архангельске шести шхун, указал человека, способного на партизанское дело, и выставил, как мог, весь ужас лондонской биржи при первой вести о нападении русских крейсеров на английскую коммерцию. Тогда же я указывал на Соединенные Штаты, как на источник снабжения крейсеров и даже в случае надобности как на страну, где они могли укрыться с уверенностью в сочувствии Населения. Туманы Белого и Ледовитого морей заставляли блокирующие Архангельск неприятельские эскадры уходить ранней осенью; под их же покровом могла выйти в океан партизанская эскадра с назначением, ясно и определенно выраженным в английских морских законах « жечь, истреблять и топить» все вражье, попадавшееся под руку.

      Я не ошибся. Великий князь не спал ночи при мысли о возможности нападения, но не остывал и к обороне. Чертежи шхун, или клиперов, как назвали суда, были изготовлены помощником моим Иващенко под моим наблюдением, и тотчас же Путилов взялся протащить механизмы сквозь Олонецкие и Архангельские дебри к Белому морю. Но душой предприятия, исполнителем, осуществившим идею так ревностно и своеобразно, что поистине ему принадлежала бы слава и честь дела, был А. А. Попов.»

      Таким образом, был дан старт блестящей и успешнейшей авантюре. В ходе войны, без финансирования, на отдаленной и устаревшей Архангельской верфи были заложены и построены два корвета и шесть шхун. Предназначенные для крейсерства на коммуникациях противника, они давали возможность России перейти от обороны в Крымской войне к наступлению. Этот случай являлся первым в мире примером постройки целой эскадры в таких условиях и для такого предназначения. Вот имена заложенных в Архангельске 5 января 1 856г. паровых шхун: «Разбойник», «Опричник», «Стрелок», «Пластун», «Наездник» и «Джигит». для комплектования команд кораблей достраивающихся кораблей в мае 1 856г. в Архангельск прибыли моряки, участники обороны Севастополя. 30 мая первым из шести кораблей был спущен «Разбойник», 20 июня за ним последовал «Стрелок», 23 июня сошли на воду «Пластун» и «джигит», а 14 июля были спущены «Опричник» и «Наездник». Строил «Опричника» поручик В. П. Василевский. Корабль получил проектную двухкотельную машинную установку, работы по монтажу которой завершились первой пробой 15 августа 1856г.. С 25 августа по 2 сентября корабли совершили испытательный переход к Соловецким островам и обратно. 12 сентября («Опричник» под брейд-вымпелом командующего отрядом Попона и «Наездник» вышли из Архангельска в Кронштадт (командиры кораблей капитан-лейтенанты: Сарычев и барон Майдель). 27 октября «Опричник» штормовал в районе Лафонтенских островов, а 11 ноября вошел в пролив Зунд и отдал якорь на рейде Эльсинора (Дания), где и зазимовал в военной гавани Копенгагена. По итогам перехода всех шести кораблей в Кронштадт, при участии А. А. Попона, была составлена «ведомость исправлений по механизмам клиперов», а также, был утвержден новый чертеж парусности клиперов. Таким образом, зимой 1857г. во время ремонта топсельная шхуна «Опричник» превратилась в баркентину. в документах же Российского флота получили наименование винтовых клиперов. С открытием навигации весной 1857г. отремонтированный и перестроенный в доке Копенгагенского адмиралтейства «Опричник» прибыл в Кронштадт.

      24 июля 1858г. из Кронштадта в Тихий океан ушел второй Амурский отряд кораблей под командованием капитана 1-го ранга А. А. Попона. Кроме корветов «Рында» и «Гридень» в отряд входил клипер «Опричник» (командир капитан-лейтенант М.Я. Федоровский). Из европейских вод отряд ушел через Атлантический океан к Южной Америке в Рио-де-Жанейро. Во время Атлантического перехода было замечено, что клипер под парусами «.. .несмотря на все рифы, взятые у бизани нес много руля на ветре... и был не в состоянии состязаться с корветами. . . ». Происходило это от того, что центр парусности корабля находился позади центра бокового сопротивления корпуса и клипер имел тенденцию приводиться к ветру, для борьбы с этим руль клали на борт, что снижало скорость хода. для исправления этого недостатка, во время стоянки в Рио командир отряда распорядился изменить парусность корабля, превратив его в барк. Именно таким корабль снова пересек Атлантику и Индийский океан, показан в плавании высокие мореходные и ходовые качества «.. . под двумя марселями и брамселями решительно обгонял корветы на всех курсах....». По прибытии отряда в Сингапур А.А.Попов направил в Морское министерство рапорт с описанием произведенных работ и чертеж новой парусности с укладкой ростров. После стоянки в Сингапуре, отряд через Манилу, Кантон и Нагасаки в июне 1859г. прибыл в Николаевск —на —Амуре.

      Присоединение Россией Приморья и Приамурья потребовало постоянного пребывания русских эскадр на Востоке. Поэтому к 1860г. все шесть Архангельских клиперов, в составе 1-го, 2-го, и 3-го Амурских отрядов находились на дальнем востоке. Активно изучая окраины Империи корабли увековечили себя на географических картах, а 20 июня 1860г. с их участием был основан пост Владивосток, ставший затем столицей русского Приморья.

      Дальние плаванья это тяжелые испытания для деревянных кораблей. Уставшие корпуса и уставшие команды требуют ремонта и замены, трагически доказал это клипер «Пластун» взорвавшийся при возвращении в Кронштадт у берегов Швеции 18 августа 1860г.. 5 января 1861г. в Кронштадт из Шанхая ушел «джигит», 26 октября 1861г. домой отправился «Стрелок». 31 октября 1861г. клипер «Опричник» под командованием капитан-лейтенанта П.А.Селиванова вышел из Шанхая в Батавию (ныне Джакарта), оттуда 28 ноября 1861г. корабль вышел в свой последний переход. Расследование Морского министерства пропажи «Опричника» установило: в ночь с 25 на 26 декабря 1861г. попав в центр сильнейшего урагана, на полпути между Зондским проливом и мысом доброй Надежды, корабль погиб. Кораблю и его экипажу Россия поставила памятник в главной базе Балтийского флота, городе Кронштадте, а через несколько лет на воду сошел новый «Опричник».

    Категория: Корабли | Добавил: xBOINGx (16.04.2014)
    Просмотров: 272 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Помощ в развитии

    Понравился сайт?
    Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму на один из кошельков:
    Z362885406241
    R362083164409
    U120255247698
    Like the site?
    Contribute to its development by donating any amount to one of the purse.
    Случайные фото
    Журнал CreativeWoodworks
    Perfect world
    Парусные корабли мира
  • Корабли из фанеры 1 ст.
  • Корабли из фанеры 2 ст.
  • Корабли из фанеры 3 ст.

  • Журнал Anatomy of the Ship
    Anatomy of the Ship


    ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА
    Perfect world
    Пилочки для лобзика по Украине.
    Perfect world