[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск ·
Страница 1 из 11
Форум » Кораблестроение с фанеры » Советы по судомоделизму » Краткая типология судомоделй
Краткая типология судомоделй
xBOINGxДата: Суббота, 13.12.2014, 21:25 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 253
Награды: 2
Репутация: 2
Статус: Offline
Краткая типология судомоделй

одели кораблей строили с незапамятных времен, однако кажущееся многообразие моделей подпадает под логически обоснованную
структуру, хотя в то же самое время довольно условную, так как для
модели одного типа могут быть характерны признаки другого. В
судомодельном спорте существуют классификации моделей, по которым
проводятся соревнования, но сухие строчки правил «NAVIGA» www.naviga.org не дают всей полноты представления, поэтому давайте составим
собственную типологию, рассмотрев там, где это возможно, исторические
аспекты появления тех или иных моделей. Нас с вами в первую очередь
интересуют настольные модели парусных кораблей, основной целью постройки
которых является воссоздание точной и технически верной в историческом
аспекте копии того или иного корабля. Не рассматривая ходовые и
радиоуправляемые модели, первой категорией в настоящей классификации
является так называемая «комплектность», а именно то, из-за чего на
первый взгляд непосвященного человека или начинающего моделиста
некоторые из моделей могут показаться незаконченными, что в корне
неверно, так как почти каждый тип моделей имеет или имел свое
функциональное, а зачастую и практическое значение.Итак, первое место в нашей классификации занимают рангоутные модели (англ. – fully-rigged models), как ясно из названия, это модели,
несущие весь рангоут и такелаж. Именно такими, по мнению большинства
окружающих, хоть раз слышавших о модели парусника, представляется в
первую очередь модель. Данная обобщенная категория моделей разделяется
на четыре подкатегории:
Рангоутные модели без парусов (англ. – fully-rigged models without sails).  Данный тип моделей
является одним из наиболее популярных среди моделистов, подтверждением
данного факта может служить то, что подавляющее большинство наборов для
сборки, предлагаемых различными производителями моделей относятся именно
к данному типу. Многие мастера модельного дела придерживаются мнения,
что паруса скрывают большую часть установленного на модели рангоута и
такелажа. Однако в любом случае моделям без парусов присущ свой особый
шарм, который создается благодаря филигранной отделке мачт и реев, и
запутанному, опять же, по мнению непосвященного человека, хитросплетению
нитей такелажа. Пример такой модели изображен на фото 1.


Фото 1. 60-ти пушечный линейный корабль «Мидуэй» (фото: Национальный морской музей, Гринвич

Рангоутные модели с убранными парусами (англ. – fully-rigged models with furled sails). Вероятно те же причины
что и в первом случае привели к тому, что паруса на модели
устанавливаются в убранном положении – подтянутыми к реям. Встречаются
такие модели значительно реже, нежели первые в нашей классификации.
Рангоутные модели с частично поставленными парусами (англ. – fully-rigged models with partially set sail). Модели данного
типа более популярны, нежели предыдущие. Обычно на таких моделях
поставленными бывают марсели и брамсели, а грот и фок убраны или, по
крайней мере, взяты на гитовы для того, чтобы дать лучший обзор тем
деталям, которые расположены на верхней палубе модели. Хотя стаксели на
таких моделях зачастую отсутствуют, встречаются и исключения, как на
фото 2.


Фото 2. Модель корабля 6-го ранга «Тартар» (фото: НММ, Гринвич) 

Рангоутные модели с полностью поставленными парусами (англ. – fully-rigged models with set sail). Естественно, что человеку
непосвященному представить всю полноту и функциональность парусного
судна довольно трудно. В этом могут помочь модели с полностью
установленным парусным вооружением, причем некоторые из них несут не
только стаксели, но и лисели. Я думаю, никто не возьмется отрицать, что
модели с полным набором парусов представляют собой захватывающее
зрелище, однако для того, чтобы сделать модель «живой» под всеми
парусами от моделиста требуется большой опыт и смекалка.
 
Следующий критерий, по которому мы строим нашу классификацию, является тип
корпуса модели. В данной категории имеется не меньше вариаций, нежели в
предыдущей, и первое место в ней занимают по праву шпангоутные модели (англ. – frame models, skeleton models). Считается, что изначально
данные модели строились как демонстрационные или проектные образцы,
главной целью которых было продемонстрировать точное расположение и
конструкцию киля, кильсона, стема и старн-поста, шпангоутов, палубных
бимсов, а также важных элементов декоративного убранства корабля и
палубных деталей. Необходимо отметить, что шпангоутные модели не только
выглядят сложными, они на самом деле чрезвычайно сложны в постройке, и,
не обладая хорошими теоретическими знаниями по корабельной архитектуре
парусных кораблей, данный тип моделей нельзя порекомендовать начинающим
моделистам, так как вероятность того, что модель никогда не сойдет со
стапеля и будет заброшена, очень велика. В различных музеях мира
сохранилось большое количество образцов шпангоутных моделей, наиболее
ранние из которых датируются XVII веком, на фото 3 изображена одна из
шпангоутных моделей.


Фото 3. Модель фрегата (фото: Музей военно-морского флота, Копенгаген) 

Адмиралтейские модели (англ. – Navy Board models, Dockyard models, Admiralty models). Свое
название данные модели получили по одной из гипотез, которая заключается
в том, что с XVI века корабли для британского военно-морского флота
строились подрядчиками, причем проект предполагаемого корабля необходимо
было представить для утверждения лордам адмиралтейства, которые, будучи
аристократами, в большинстве случаев не обладали инженерными знаниями и
не могли читать чертежи, поэтому проект представлялся им в виде модели.

Исследователи до сих пор ломают копья над предназначением этих моделей, так как ряд фактов говорит против высказанной выше гипотезы. К
примеру тот факт, что многие идентифицированные модели датируются более
поздней постройкой, нежели реальный прототип, проект которого они якобы
должны были представлять. Затрудняет исследование также то, что
большинство таких моделей остаются не идентифицированными, и то, что
кроме самих моделей очень мало письменных документов сохранилось до
наших дней касающихся данных моделей.
Хотя часто в источниках по судомоделизму можно встретить упоминание об адмиралтейских моделях,
истинно адмиралтейскими можно считать только английские модели
семнадцатого-восемнадцатого веков, число которых составляет чуть больше
400 в различных музеях мира и частных коллекциях. На фото 4 представлена
типичная адмиралтейская модель.
Собственно основной причиной отнесения адмиралтейских моделей в данную группу обусловлено
своеобразным стилем постройки корпуса, который, по сути, является
стилизованной разновидностью корпуса шпангоутной модели.
В таком наборе корпуса флор, отходящий от киля, доходил примерно до 1/3 высоты
корпуса, где он перекрывался соседней штукой дерева (футоксом)
начинавшейся чуть ниже оголовка флора и продолжался на высоту примерно
2/3 корпуса, где он, в свою очередь, перекрывался соседним топтимберсом,
находившимся на одной линии с флором. Таким образом визуально корпус
состоит из сплошных слоев и слоев с проемами. Более подробно о наборе
корпуса адмиралтейской модели можно посмотреть здесь.


Фото 4. Не идентифицированная модель 50-ти пушечного корабля четвертого ранга (фото: НММ, Гринвич) 

Корпусные или безрангоутные модели (англ. – hull models, full-hull models). Само название таких моделей
полностью их характеризует. То есть это законченные модели с наружной
обшивкой корпуса, всеми полагающимися элементами и деталями, украшениями
и орнаментами, иногда с орудиями, иногда без, но без рангоута и
такелажа. Искусно выполненные корпусные модели не проигрывают по
привлекательности и зрелищности  моделям, несущим мачты и паруса, а
иногда и превосходят их. Можно назвать по крайней мере две причины, по
которым сегодняшние моделисты останавливают свой выбор на безрангоутных
моделях. Во-первых, это отсутствие опыта и необходимых знаний для
установки мачт и такелажа. Во-вторых, как бы это ни звучало банально,
отсутствие достаточного места для установки готовой модели с полным
набором мачт и такелажа.


Фото 5. Безрангоутная модель 32 пушечного фрегата класса «Амазон» (фото: НММ, Гринвич) 

Блок-модели (англ. – block model). Блок-модели, в большинстве своем, являются
разновидностью корпусных моделей, однако в отличие от корпусных моделей,
корпус которых набран их отдельных деталей, корпус блок-модели вырезан
из цельного куска дерева, которому приданы обводы по теоретическим
шпангоутам и ватерлиниям. Зачастую элементы набора, обшивка и наружные
корпусные детали нарисованы на модели, причем некоторые из них являют
собой великолепные образцы росписи. Несмотря на то, что подавляющее
большинство блок-моделей являются безрангоутными, некоторые из них несут
мачты и такелаж. С исторической точки зрения блок-модели если и не
пришли на смену адмиралтейским моделям, то во всяком случае существенно
потеснили позиции последних начиная с конца XVIII века. Изначальное
предназначение данных моделей также выяснено не до конца, существует
предположение, что они использовались в качестве своеобразного регистра
построенных кораблей, так как сохранились документы, в которых
английским адмиралтейством приказывалось верфям после или в течение
постройки предоставлять отчетную модель. На фото 6. изображена типичная
английская блок-модель конца XVIII века.


Фото 6. Яхта «Плимут» 1796 год. (фото: НММ, Гринвич) 

Полумодели (англ. – half-models) являются дальнейшим развитием корпусных моделей,
представляя собой половину корпуса корабля по диаметральной плоскости,
которая укрепляется на доске или пластине. Появление их датируется
концом XVII началом XVIII веков. В 1722 году в России вышел в свет
«Регламент об управлении адмиралтейства и верфи», которым определялось,
что «Когда зачнут корабль который строить, то надлежит приказать тому
мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске, и
оную купно с чертежом по спуске корабля, отдать в коллегию
Адмиралтейскую». Подобных полумоделей до нашего времени сохранилось
восемь десятков. Также с начала XVIII века входит в традицию
изготовление моделей и полумоделей взятых в плен неприятельских
кораблей. Именно такая полумодель изображена на фото 7. Сегодняшние
моделисты не особо жалуют своим вниманием полумодели, хотя они и не
лишены особой привлекательности, одним из главных преимуществ таких
моделей является их небольшой размер, и то, что они могут органически
вписаться практически в любой интерьер.


Фото 7. Полумодель шведского фрегата «Стор-Феникс», захваченного в Гренгамском сражении (фото: ЦВММ, Санкт-Петербург) 

К следующей категории моделей, которые характеризуются в большей степени
не типом корпуса, а методами его постройки можно отнести следующие
модели. Модели, корпуса которых построены по принципу так называемого «бутерброда» или полых слоев (англ. – bread-and-butter models). Имеется мало информации, о том,
когда именно начал применятся данный метод, но можно сказать, что он
довольно популярен среди современных моделистов и заключается в том, что
корпус набирается из слоев дерева определенной толщины, которые
склеиваются между собой, а затем корпусу придается необходимая форма по
теоретическим шпангоутам и ватерлиниям. Упомянутые слои могут быть как
горизонтальными, так и вертикальными. Дабы предотвратить растрескивание,
из получившегося цельного корпуса обычно выбирают внутреннюю ненужную
древесину до получения тонких стенок. Хотя на фото 8 изображена модель,
построенная не по принципу «бутерброда», по ней можно получить
представление о том, как набирался корпус модели из горизонтальных
слоев.


Фото 8. Модель (фото: Музей военно-морского флота, Копенгаген) 

По следующим двум подгруппам моделей наиболее часто у начинающих моделистов возникает вопрос: «В чем же различия между ними?»
Модели с обшивкой на шпангоутах (англ. – plank-on-frame models). Как видно из названия, такие модели
имеют наружную обшивку, которая крепится на истинные шпангоуты,
составляющие набор корпуса модели. Примеры таких моделей изображены на
фото 2 и 3, также к ним можно отнести и адмиралтейские модели (фото 4.).
Пожалуй из всего многообразия моделей, которые предлагают производители
наборов, к моделям с обшивкой на истинных шпангоутах (не принимая в
расчет различные шлюпки) можно отнести лишь “Emma C. Berry” от Model Shipways и “Bounty” от Artesania Latina.
Модели с обшивкой на шаблонах или шпангоутных рамках (англ. – plank-on-bulkhead models). Английское слово «bulkhead»
переводится как «переборка», однако в нашем случае оно означает
шпангоутную рамку или псевдо-шпангоут, которые устанавливаются
перпендикулярно килевой рамке, и на гранях получившегося скелета
непосредственно крепятся планки наружной обшивки. Пример шпангоутных
рамок можно увидеть на фото 9. Такие модели имеют ряд преимуществ перед
моделями с обшивкой на шпангоутах. Основной плюс заключается в том, что,
не обладая достаточными знаниями по корабельной архитектуре, простота
использования рамок позволяет избежать трудностей при изготовлении
полного набора корпуса со всем многообразием тимберсов, бимсов, книц и
т.д. Однако имеется и существенный недостаток – из-за того, что
шпангоутные рамки располагаются более разряжено, чем истинные шпангоуты,
дабы избежать провисание планок наружной обшивки стандартной практикой
стало использование двойной обшивки. Иногда по той же причине моделисты
заполняют промежутки между шпангоутными рамками различными материалами.
Как ясно из описания предыдущей группы моделей, подавляющее число
моделей из готовых наборов относятся именно к данному типу.
Несмотря на четкие различия между двумя этими типами моделей, часто в
англоязычной литературе по судомоделизму или каталогах производителей
наборов можно встретить случаи, когда модель с обшивкой на шаблонах
характеризуется как модель с обшивкой на шпангоутах.


Фото 9. Модель (фото: Музей военно-морского флота, Копенгаген) 

В последние две категории, которые в двух словах мы рассмотрим в нашей типологии, входят следующие модели:
Секционные модели, модели сечений, а также модели различных элементов и деталей корпуса, рангоута или вооружения корабля. Модели сечений также, как другие модели, имеют длительную историю.
Можно предположить, что они использовались не только как отчетные модели
при постройке того или иного корабля, но также выполняли и чисто 
практическую функцию, когда использовались в качестве учебных материалов
для обучения морских кадетов, позволявших с точностью проследить
внутреннее устройство и конструкцию судна. Пример такой модели изображен
на фото 10. В наши дни такие модели тоже не забыты и строятся как «с
нуля» опытными моделистами, так и выпускаются различными фирмами в готовых к сборке наборах.


Фото 10. Сечение по мидель-шпангоуту датского бомбардирского корабля XVIII век. (фото: Музей военно-морского флота, Копенгаген) 

Особую, ни на что не похожую группу моделей составляют модели кораблей в бутылках (англ. – ship in bottle). В отличие от всех вышеперечисленных моделей,
эти модели строятся по абсолютно непохожей технологии. Большинство
моделей в бутылках относятся к миниатюрным моделям, хотя главным
ограничением их размера является лишь сама емкость, в которой они
находятся. Одна из таких моделей показана на фото 11.


Фото 11. Модель корабля Абеля Тасмана (Модель и фото Артема Попова) 

В заключение хочется отметить, что вся вышеперечисленная типология ни в
коей мере не претендует на полный охват существовавших и существующих
моделей, а также не претендует на догматичность, так как уже было
сказано, некоторым моделям могут быть присущи признаки как одной, так и
другой группы, а в некоторых случаях, вообще невозможно отнести модель к
какой-либо из групп.
 
Форум » Кораблестроение с фанеры » Советы по судомоделизму » Краткая типология судомоделй
Страница 1 из 11
Поиск: